Найти в Дзене
Женщина в истории

Полин Боти: основательница британского поп-арт-движения

Оглавление

Знакомо ли вам имя, вынесенное в заголовок? Скорее всего нет. Но о поп-арте вы наверняка слышали.

А меж тем, именно Полин Боти является основоположником британского поп-арта, и единственной женщиной-художницей, его представляющей.

Ещё одна короткая, трагически оборвавшаяся, но такая яркая жизнь женщины, творившей историю.

Свою историю.

Полин. Взято из открытых источников.
Полин. Взято из открытых источников.

Девочка из католической семьи

В 1938 году в пригороде южного Лондона, в католической семье среднего класса, родилась Полин Вероника Боти. У неё было три старших брата. Отец, человек жёсткий, постоянно напоминал Полин, что она девочка, и права у неё соответствующие. Он держал дочь в ежовых рукавицах.

В 1954 году Полин получила стипендию в Уимблдонской школе изобразительных искусств.

Отец не одобрил. Но Полин всё равно посещала занятия.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

А вот мать Полин поддерживала. Она сама была несостоявшейся художницей. В Школу изобразительных искусств Слейда в Университетском колледже Лондона ей запретили поступать родители. Поэтому дочери она сочувствовала и поддерживала её творческие порывы.

Промежуточный диплом по литографии Боти получила в 1956 году, а в 1958 - национальный диплом по направлению "дизайн витражей".

"Уимблдонская Бардо" - так называли её одноклассники за сходство с французской кинозвездой Бриджит Бардо.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Активистка Полин

Интерес к поп-культуре в работах Боти был заметен с самого начала.

Руководитель студенческой группы Чарльз Кэри вдохновил Полин на изучение техник коллажа. Это внесло экспериментальность в её творчество.

В 1957 году одна из работ Полин была показана на выставке современных молодых художников.

Полин продолжала учиться, и с 1958 по 1961 проходила обучение витражному делу в Королевском колледже искусств.

Автопортрет, 1955 год. (Источник: портал pallant).
Автопортрет, 1955 год. (Источник: портал pallant).

С дискриминацией по половому признаку Полин сталкивалась регулярно на протяжении обучения. Сексизм был институционализированным. Но даже с таким несправедливым подходом, в своём колледже Боти была одной из лучших в группе.

В 1959 году три её работы были выбраны для показа на выставке молодых художников.

В 1960 году одна из её витражных работ была включена в организованную художественным советом передвижную выставку "Современный витраж".

Именно в те годы она подружилась с другими поп-арт художниками: Дэвидом Хокни, Дереком Боширом, Питером Филлипсом и Питером Блейком.

Полин Боти в 1962 году, фотограф: Джон Астон, источник: Википедия.
Полин Боти в 1962 году, фотограф: Джон Астон, источник: Википедия.

Боти вела активный образ жизни и во время учёбы в Королевском колледже искусств участвовала в самых разных внеклассных мероприятиях. Пение, танцы, обзоры на колледжи (весьма пикантные), поэзия, которую публиковали в альтернативном студенческом журнале...

А ещё - кинематографическое общество, которое пробудило в ней интерес к европейскому кинематографу новой волны.

И этим, однако, внеклассная деятельность Полин не ограничивалась. Боти была активной участницей "Акции против уродства" (Anti-Ugly Action). Это движение группы студентов колледжа искусств, занимающихся витражами и архитектурой, которые выступали против новой британской архитектуры, которую считали некачественной и, более того, оскорбительной.

С ЛЮБОВЬЮ К ЖАН-ПОЛЮ БЕЛЬМОНДО, холст, масло, 1962 г. (источник: официальный сайт Полин Боти).
С ЛЮБОВЬЮ К ЖАН-ПОЛЮ БЕЛЬМОНДО, холст, масло, 1962 г. (источник: официальный сайт Полин Боти).

Поп-культура

Первые два года после окончания колледжа стали самым продуктивным периодом в творчестве Полин. Именно тогда она разработала свой фирменный популярный стиль и искусство иллюстрации.

Её первая групповая выставка "Блейк, Боти, Портер, Рив" (ноябрь 1961 года) считается одной из первых британских поп-арт выставок. Полин представила на ней двадцать коллажей.

Следующей весной Полин Боти, Питер Блейк, Дерек Бошье и Питер Филлипс были показаны в документальном фильме BBC Monitor "Pop Goes the Lasel". В эфир фильм вышел 22 марта 1962 года.

С одной стороны, в картине Полин была помещена в центр зарождающегося британского поп-арт движения.

С другой, в отличие от своих коллег-мужчин, она на протяжении всего фильма не получила возможности внятно рассказать о своей работе.

ЕДИНСТВЕННАЯ БЛОНДИНКА В МИРЕ. Полин Боти, источник: портал artuk.
ЕДИНСТВЕННАЯ БЛОНДИНКА В МИРЕ. Полин Боти, источник: портал artuk.

Но эта картина стала началом актёрской карьеры Полин. Пусть и короткой. Она участвовала в спектаклях и снялась в нескольких фильмах и сериале. Вдобавок к этому она выступала танцовщицей в программе "На старт, внимание, марш!".

Но всё это лишь отвлекало от главного - рисования.

Также как красивая внешность и гламурное занятие актёрской работой отвлекало массовую прессу от художественной деятельности Полин.

В ноябре 1962 года газета Scene опубликовала статью на первой полосе, в которой содержалось следующее замечание:

"У актрис часто есть крошечные мозги. У художников часто бывают большие бороды. Представьте себе умную актрису, которая одновременно является художницей и блондинкой, и вы получите Полин Боти".

Полин, взято из открытых источников.
Полин, взято из открытых источников.

Сексизм и сексуальность

Полин самим своим существованием бросила вызов предрассудкам. Она была единственной британской поп-арт-художницей. Но она была. Женщина, которая рисует. Женщина, которая творит.

В её ранних картинах очень много эротизма и чувственности. Полин прославляла женскую сексуальность. Но в феминистическом смысле этого слова. Не женщина - сексуальный объект, а торжество женской сексуальности.

Своих мужчин-кумиров она тоже не обошла вниманием, и вместе с картинами, посвящёнными актрисам Монике Витти и Мэрилин Монро, она создала картины Элвиса и Жана-Поля Бельмондо.

Первая сольная выставка Боти прошла осенью 1963 года в Галерее Грабовски. Критикам понравилось.

А Полин продолжала совмещать художественную работу с актёрской. Она была ведущей радиопрограммы «Public Ear» с 1963 по 1964 годы, а в следующем году сыграла роль «соблазнительной Марии» в телесериале Би-би-си «Контракт на убийство».

Полин Боти. Взято из открытых источников.
Полин Боти. Взято из открытых источников.

Новые грани

В июне 1963 года Полин вышла замуж за литературного агента Клайва Гудвина.

Роману на тот момент было всего десять дней.

Их квартира на Кромвелл-роуд стала эпицентром богемной жизни. Сам Боб Дилан какое-то время жил там. Что неудивительно, ведь в Англию его привезла именно Полин.

Картины Боти с течением времени менялись, становились всё более критическими. В её творчестве появились отсылки к убийству Джона Кеннеди, войне во Вьетнаме, Кубинской революции, беспорядкам в Бирмингеме и многим другим политическим событиям.

Феминистическая повестка также продолжала занимать важное место в работах Полин.

Поп-культура и проблемы современности удивительным образом переплетались в её творчестве.

Обратный отсчёт до насилия. Полин Боти, 1964 год. (Взято из открытых источников).
Обратный отсчёт до насилия. Полин Боти, 1964 год. (Взято из открытых источников).

Занавес

В июне 1965 года Полин забеременела. Такое радостное событие было очень быстро омрачено: во время дородового обследования у Боти была обнаружена опухоль и у неё был диагностирован рак.

Полин отказалась от аборта и химиотерапии (которая могла навредить плоду).

Чтобы облегчить боль, она курила медицинскую марихуану.

Несмотря на болезнь, жизнелюбивая Полин продолжала устраивать приёмы своим друзьям. Она даже рисовала The Rolling Stones.

12 февраля 1966 года Полин родила дочь Кэти (позже Боти) Гудвин.

А 1 июля, в Королевском госпитале имени Марсдена, Полин умерла.

Ей было всего 28 лет.

Боти Гудвин пережила мать лишь на год. 12 ноября 1995 года, в возрасте 29 лет, она умерла от передозировки героина.

Полин. Взято из открытых источников.
Полин. Взято из открытых источников.

Картины Боти после её смерти хранились на ферме её брата, в сарае.

Художница Полин была забыта на долгие 30 лет.

Лишь в 1990-е интерес к её работам и к её вкладу в поп-арт вновь стал массовым. Снова групповые выставки, сольная ретроспектива... И при этом до сих пор неизвестно, где находятся некоторые её популярные картины.

В декабре 2013 года Эдриан Хэмилтон в газете «The Independent on Sunday» так написал о Боти:

"Проигнорированная в течение многих десятилетий после её смерти — прошло почти 30 лет, прежде чем её первая картина была показана. Надлежащая ретроспективная выставка ожидала вплоть до этого года. Она была открыта в Вулвергемптоне, а затем и в Галерее Паллант в Чичестере. Глядя на её картины в сегодняшний день: просто невероятно, что всё это заняло так много времени. <…> Это — не большая выставка. Учитывая скудное количество сохранившихся работ, иначе быть не могло. Но именно это заставляет вас жаждать большего: большего количества картин, нарисованных ею, а также тех картин, для которых она не дожила".

Жизнь и творчество Полин стали главной темой романа Али Смита "Осень" (2016 год).

В ноябре 2019 некролог Боти опубликовала газета "Нью-Йорк таймс".

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Источник: Википедия.

Джин Харлоу: трагическая судьба голливудской дивы.

История золушки: из актрисы в Первую леди США.

Главная "вампирша" Новой Англии: охота на упырей в разгар эпидемии.

Жозефина Бейкер: внебрачная дочь прачки и барабанщика, в честь которой назван кратер на Венере.

#история #искусство #женщины #культура #личности