Имя японского режиссера Киндзи Фукасаку любителям военного кино известно по ленте 1970 года «Тора! Тора! Тора!». В то же самое время поклонники триллеров знают его как создателя обоих частей «Королевской битвы», с которых фактически скопировали эпопею про «Голодные игры».
Однако между этими знаковыми кино-произведениями находилась казавшаяся бесконечной сага про якудза, которая известна как «Битвы без чести и жалости» («Дневник якудза»). В ней такое огромное количество частей, что умучаешься все перечислять.
Хотя можно уверенно сказать, что центральным элементом стал фильм, вышедший на экраны в конце 1974 года – «Новые битвы без чести и жалости». Ему предшествовали «Борьба без правил», «Полицейская тактика», «Опосредованная война», а продолжили номерные части, которые имели подзаголовки: «Голова босса» и «Последние дни босса».
Несмотря на то, что во всех этих фильмах был задействован схожий актерский состав, а главная роль неизменно отводилась крайне брутальному и выглядящему «выходцем из народа» Бунта Сугавара, это никак не связанные между собой истории. Они происходят в разных городах и с разными персонажами.
Объединяет эти ленты одно: стремление их создателя показать категорически непривлекательный, неромантический облик якудза. А потому кинокартины проникнуты жестоким динамизмом, что, впрочем, не отменяет четкой осознанности. Это не бессмысленное насилие само по себе: каждый сюжет – некая головоломка, своего рода сложная «дипломатическая игра», которую ведут представители отдельных гангстерских кланов.
Поводом для рассказа о фильме «Новые битвы без чести и жалости» стало то обстоятельство, что творческая группа «КиноПаб» сделала свежую озвучку, прибегнув к криминально-пацанскому жаргону, что наполнило картину новыми смыслами, которые сложно было обнаружить, когда якудза «выражались» на высоком литературном языке.
Сразу же предупредим, что в этом переводе есть «нецензурные пассажи», как со «смазочным», так и с «функциональным» смыслом, хотя они не слишком частые. Куда больше внимания уделяется стремлению передать оттенки ситуаций, в которых оказывается главный герой. Который, надо заметить, стремится жить «по понятиям», а потому без специфической лексики никак не обойтись.
История начинается в префектуре Хиросима в 1950 году, когда та уже отошла от ужасов атомной бомбардировки. Жизнь вроде бы налаживается, а это означает, что активизировался криминальный элемент. Боец одной из бригад получил «заказ», однако выполнил его не до конца. А потому Миоши Макио отправился отбывать свой положенный срок.
На свободу он вышел уже в конце 50-х, когда Япония переживала экономический взлет, а потому в среде якудза развернулась нешуточная борьба за власть, что в итоге дает неплохие финансовые выгоды. И тут как раз зачастили к главному герою всякого рода визитеры.
У всех просьбы почти одинаковые: мол, милый Макио, такой-то живет неправильно («вор так жить не должен»), сделай одолжение – устрани его. А мы будем тебе безгранично благодарны. Всё усложняется тем, что просьбы поступают из негласно враждующих группировок, представители которых, лицемерно улыбаясь друг другу, изображают подобие «вечной дружбы».