Сейчас в Третьяковской галерее проходит небольшая выставка "Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова", где выставлены наиболее скандальные русские полотна.
Некоторые картины, которые знакомы нам с детства и являются классикой, когда-то были встречены возмущением и запрещены к показу. Нам будет не просто представить реакцию современников этих полотен, но давайте попробуем.
1. "Христос в пустыне" (Иван Крамской), 1872
Иван Крамской считал эту картину своим главным полотном. Он хотел написать не вымышленного, а реально существовавшего Христа, при этом не отрицая его божественности. И сегодня мы видим, что эта картина соединяет в себе и человеческое, и духовное. Половина картины отдана земле, половина - небу, а фигура Христа принадлежит обоим мирам.
Но современники увидели в этом изображении атеиста, нигилиста, революционера. А критикам не понравилось, что на картине нет никакого сюжета. Люди хотели видеть борьбу со злом и пафос победителя, а Иван Крамской показал, что нужно искать смысл не снаружи, а внутри.
2. "Сельский крестный ход на Пасхе" (Василий Перов), 1861
Василий Перов показал картину на выставке в Петербурге. В тот же день она была запрещена. Искусствоведы оценивали это полотно как антирелигиозное.
Священник выглядит не трезвым и держит крест как будто это оружие. К тому же он наступил на пасхальное яйцо и раздавил его. У женщины, которая несёт икону, сползли чулки. Мужчина в рваной одежде несёт перевёрнутую икону. Думаю, можно понять реакцию современников.
3. "Боярыня Морозова" (Василий Суриков), 1887
Картина посвящена церковному расколу XVII века. На ней изображена боярыня, которая готова бороться до конца за свою веру, даже когда её обвиняют в ереси. Она складывает пальцы в двоеперстие - так крестятся старообрядцы. Сурикова после написания этой картины обвиняли в пропаганде раскола.
4. "Всюду жизнь" (Николай Ярошенко), 1888
Николай Ярошенко изобразил арестантов благостными людьми. Женщина похожа на Мадонну с младенцем. Мужчины выглядят интеллигентными. От заключённых исходит свет, а снаружи всё грязное и блёклое. Складывается впечатление, что он не согласен с судом и считает несправедливым их арест. Современникам художника не понравилась такая предвзятость.
5. "Берёзовая роща" (Архип Куинджи), 1879
После VII выставки художников-передвижников, где была выставлена эта картина, в газете "Молва" появилась статья, где анонимный автор критиковал несоответствующие реальности световые эффекты и неестественный вид деревьев на картине Куинджи. Позже выяснилось, что статью написал один из учредителей союза передвижников художник Михаил Клодт. Вот так безобидная "Берёзовая роща" стала скандальной картиной и привела к расколу среди передвижников.
6. "Апофеоз войны" (Василий Верещагин), 1871
На момент написания картины было принято романтизировать войну, изображать её в виде красавцев-героев на конях и парадов в честь победы. Василий Верещагин специально ездил в Туркестан, чтобы увидеть войну. И вернувшись оттуда, он написал "Апофеоз войны". Он показал войну как трагедию. Памятник войне из черепов, безжизненная пустыня, разруха. Всё это шокировало его изнеженных современников.
7. "Неизвестная" (Иван Крамской), 1883
Женщина из приличного общества не стала бы одеваться как героиня этой картины. Да и в те годы порядочным женщинам негоже было ездить в коляске в одиночестве. Эта дама убеждена, что ей позволено нарушать правила хорошего тона. Считается, что на картине изображена любовница Александра II, а на свободном месте в двухместной коляске мог бы сидеть сам император.
Спасибо за лайк ❤️
Не забудьте подписаться, если вам понравилась статья!
#третьяковская галерея #живопись #картины #выставки #выставка #история искусства #искусство #третьяковка