Владимир Степанович Киселёв родом из деревни Кисели Кировской области, в которой всего 14 дворов. Там не было ни радио, ни электричества, поэтому о начале войны люди узнали с некоторым опозданием.
Деревенским парням призывного возраста уже через несколько дней после 22 июня привезли повестки из военкомата. Киселёву повестки не было: его год ещё не подошел. Но он всё равно вместе со старшими ребятами пошёл в военкомат, добровольцем. Ему сказали: «Ты ещё молодой. Твой год пока не призывают». Но он настаивал на своём, поэтому, чтобы от него отвязаться, ему велели взять характеристику с места работы и отправили домой.
Превратности судьбы
Он поехал и взял сразу две характеристики – и из колхоза, и с кожевенного комбината, потому что работал и там, и там. Привёз в военкомат. Прошёл медкомиссию. Снова отправили домой: «Жди повестки!»
Призвали. Привезли в город Котельнич. Там новобранцы стали проходить курс молодого бойца и потихоньку разъезжаться по воинским частям. Киселёв было попал в команду, отправляемую обучаться на авиамехаников.
Но в итоге судьба распорядилась иначе: оказался в простой пехоте. Привезли их в город Горький, высадили где-то за мостом, и велели: «Здесь ждите. За вами придут». Действительно – пришли. Всех новобранцев выстроили и отвели через мост, в большие красные казармы на берегу реки. Там формировалась 13-я мотострелковая бригада, которая потом стала 7-м гвардейским полком.
Но и в неё Владимир Степанович в итоге не попал. Оказался он в 30-й мотострелковой бригаде, и в её составе принял свой первый бой. Было это уже в апреле 1942-го года.
Первый бой
К передовой новобранцы бригады приехали на поезде, а после пошли строем в сторону фронта, в районе города Козельска. Шли с песнями. А навстречу им стали всё чаще попадаться раненые: кто идет с палочкой, кого везут на повозке. Это зрелище немного поубавило энтузиазма, говорит Владимир Степанович.
Но командиры им сказали:
«Не беспокойтесь, на фронте вы будете находиться поначалу во втором эшелоне. С немцами сразу же не встретитесь».
Пошли дальше, опять же, с песнями. Вдруг при переходе какого-то лесочка. Прозвучала команда: «Прекратить пение!» И только они из этого леса как попали под плотный обстрел немцев. Вот тебе и «второй эшелон»! Некоторые даже и сообразить ничего не успели, как были ранены или убиты.
Противник бил из пулемётов с какого-то бугра. И командиры тут же подняли залегших солдат, и бросили их в атаку. При этом винтовки даже ещё были не у всех!
Но это было правильное решение, рассказывает Киселёв: «вместо того, чтобы ложиться, мы побежали вперёд – для того, чтобы выскочить с пристрелянного места и нести меньше потерь». Немцы в рукопашную вступать не стали и поспешно отошли с этой высотки. А наши стали на ней окапываться (у немцев там никаких позиций не было, только засада). Раненых бойцов тут же отправили назад, в тыл.
Закрепиться на бугре как следует солдатам не дала немецкая авиация. По словам Владимира Степановича, он насчитал в небе 30 штук вражеских самолётов. Они пикировали очень низко и бомбили, сменяя друг друга партиями: пока одна заправляется, другие бомбят.
«Бывало, раскидают всё по нам и летят, покачиваются и смотрят на нас. А наших, как назло, ни единого самолета не показалось в небе».
«Сначала – страшно, а потом привыкаешь. К всему человек привыкает»
Сперва на передовой было, конечно, страшно. Но потом приходила такое состояние – чего бы не происходило, ты уже ничему не удивляешься, всё притупляется, и страх в том числе. Просто – привыкаешь к такой обстановке.
Идёшь в атаку, слышишь, как вражеский пулемёт работает по тебе и по ребятам, как пули свистят. Но уже это тебя задевает в психологическом плане. На самом деле, на войне ведь своей пули ты никогда и не услышишь. Она только вопьётся в тебя – и всё.
На фронте все новобранцы немного отъелись и стали похожими на мужчин, а не на дистрофиков:
«про то, как нас кормили до фронта, я даже и говорить не хочу. Плохо кормили нашего брата. Нас ветром шатало. У нас было изнеможение», – вспоминал Владимир Степанович
А на фронте – привезут еду, а тут – полно раненых и убитых. И из-за этого другим солдатам больше еды достается. Поэтому на фронте с питанием стало гораздо лучше, чем в тылу.
«Тем более, что у и немцев в рюкзаках тоже кое-что всегда было. Консервы, сухпаёк».
«Кому как повезёт. Никто не знает, какая шальная пуля прилетит и тебя заденет»
Сначала воевали с винтовками Мосина. Потом выдали ППШ. Конечно, нельзя сказать, что всё время приходилось проводить в боях. Основная часть времени уходила не на атаки, а на какую-то жизненную рутину – окапывание и обустройство в этих окопах, приготовление позиций, частые марши и передислокации, снова с последующим рытьём окопов.
Однажды Киселёв чуть было не взял «языка». По чистой случайности. Было это так. Его вместе со связистом отправили искать то место, где был перебит телефонный провод. Нашли. А когда возвращались, столкнулись с двумя немцами, которые тоже куда-то пробирались по своим делам. Одного из них они убили, а другого было захватили в плен, но он сбежал.
Ранило Владимира Киселёва тоже случайно. Не в атаке, не в бою. Было это 29 августа 1942 года. Готовились к наступлению. Перед ними стояла за рекой деревушка. Они были на этой стороне реки, а немцы – на другой. Сидели и ждали приказа.
Прилетела с того берега какая-то шальная мина, и её осколками Киселёв был ранен. Ему сделали перевязку на месте, а в тыл отправили пешком. Через какое-то время в пути его и других раненых нагнали машины и подвезли до полевого госпиталя.
Он располагался в конюшне или на скотном двор, но большом и чисто прибранном. Оказалось, что эта конюшня была буквально забита ранеными. Но вскоре всех их погрузили в санитарный поезд и отправили в госпиталь полноценный.
Отправили домой. Каждые полгода проходил новую медкомиссию, пока окончательно не списали и инвалидность не дали (уже после войны).
Киселёв работал на кожевенном комбинате зав складом. Запомнилось: 9 мая 1945 года неожиданно пошёл снег. Вдруг всем сообщают: «Победа! Война кончилась». Поднялся шум, радостное оживление. Некоторые плакали – те, у кого погибли родные. Потом начальство открыло ворота и объявило: «Сегодня – выходной. Идите домой!» И все отправились в посёлок, на праздничный митинг.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
Какие подобные истории ветеранов Вы знаете?