Партнёрства формируют несколько организаций для того, чтобы обмениваться ресурсами для достижения общих целей. В идеальном мире все стороны партнёрства чётко формулируют свои запросы и оценивают собственные силы, готовы вести диалог и брать на себя ответственность.
Чтобы партнёрство действительно было гармоничным и помогало быстрее и эффективнее решать задачи и развиваться, а не мешало ему, оно должно быть экологичным. Сегодня мы рассмотрим формат партнёрства с организациями из смежной сферы деятельности.
Критерии хорошего, этичного партнёрства
- уже сформирована общая проблема
- все члены партнёрства готовы не только получать, но и вкладывать
- отношения строятся на доверии, уважении уникальности всех участников и наличии общих интересов
- участники открыты к диалогу и объективно оценивают свои ресурсы
- ожидания команд соответствуют глобальным целям партнёрства
- у сторон налажена коммуникация со своими аудиториями — это поможет привлечь часть аудитории партнёра к вашей деятельности и наоборот
Партнёрство ради партнёрства не имеет смысла. Оно всегда должно начинаться с вопроса «зачем». Например, очень большая угроза развитию — замкнуться в одной модели отношений, которая уже выработалась и сложилась. Это мешает увидеть более широкий контекст. Партнёрство с организациями из смежной сферы позволяет как раз взглянуть на многие процессы с другой стороны и выйти из своей скорлупы.
Риски внутрисекторных партнёрств
1. Отсутствие конкретики в планах
Для эффективного продвижения нужно на стадии зарождения коалиции продумать конкретные шаги, которые вы собираетесь делать, распределить ответственность сторон и просчитать количество ресурсов, необходимое для достижения целей.
То же самое касается сроков достижения этих целей: понятно, что сложно оценить, решится ли та или иная социальная проблема за 5 лет вашего партнёрства, но просчитать вероятность успеха за меньший срок и для более дробных шагов будет полезно.
2. Обсуждение на словах без документирования
Доверие и общие ценности можно задокументировать в очень общем виде. Поэтому чтобы организации обезопасить и их, и себя, и в какой-то момент одна из сторон не начала «перетягивать одеяло» на себя, все договорённости и конкретные цели нужно формализовать тоже на начальных стадиях.
3. У партнёров разный профессиональный уровень
При выборе партнёров обращать внимание стоит не только на общие ценности, но и на подход к работе, который существует в организации. Вам придётся работать сообща, поэтому если ваши подходы к стратегическим вещам разнятся или у вас просто разная профессиональная подготовка, это может помешать сотрудничеству.
Если патнёр интересен вам и вы не хотите искать альтернативу, будьте готовы взять на себя роль лидера и ответственность за обучение конкретным навыкам.
4. Репутация всегда под угрозой
В случае неудачного стечения обстоятельств репутационные риски несут все стороны партнёрства. Поэтому соглашаясь на союз и обсуждая все условия, будьте так же внимательны, как к своим собственным проектам.
Эта статья создана на основе встречи телемостов, посвящённых вопросам этики, ценностей, траекторий развития некоммерческого сектора, которую центр «Благосфера» проводит в 2021-2022 годах с участием НКО из разных городов в рамках проекта «Телемосты НКО: укрепляем горизонтальные связи сектора», поддержанного Фондом президентских грантов.