Найти тему
Мария Митрофанова

Речевое развитие в первый год жизни малыша: что нельзя упускать?

Оглавление

Речь – это высшая психическая функция. Без речи невозможно формирование человеческого мышления. Довольно часто, особенно в последнее время, родители приводят 3-4-х летних детей и жалуются на отсутствие речи. Да и страшный для многих диагноз – задержка речевого развития (ЗРР) – приходится ставить чаще.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Порой, задержка речевого развития обусловлена факторами, связанными с родами и беременностью, заболеваниями и пр. Но сейчас гораздо чаще я обнаруживаю так называемую педагогическую запущенность. Многие родители так озабочены интеллектуальным развитием малыша, что применяют различные средства обучения, не подходящие по возрасту. Развивают то, что не нужно развивать маленькому ребенку. А из-за этого страдает та часть, которая должна развиваться по законам природы. Поэтому здесь я расскажу о том, как речь должна развиваться в первый год, и как можно содействовать её развитию.

Условно мы можем разделить развитие речи на два больших периода – по полгода.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Первые полгода

С самого рождения у ребенка есть потребность слышать речь. Нам может показаться, что ребенок с рождения ничего не слышит. Это не так. Он просто не концентрирует внимание. Слуховое сосредоточение начинается ближе к месяцу жизни. Но потребность слышать речь, особенно любящих родителей, есть уже с рождения.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

А потребность «говорить» появляется в 3-4 месяца и проявляется в непроизвольном воспроизведении нараспев гласных звуков. Это так называемое гуление. В гулении преобладают гласные звуки, чаще «А» и «У», наряду с ними возникают призвуки с мягким «Г» и «Х». Гуление не зависит от того, как часто вы говорите со своим малышом. Это врожденный рефлекс. И очень важно обнаружить его у ребенка в возрасте 3-4 месяцев. Так как именно гуление подготавливает речевой аппарат к дальнейшим действиям.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Вторые полгода

После полугода гуление начинает сменять лепет. Ребенок начинает произносить разные слоги. Слоги лепетной речи объединены в разные ритмические группы. Это тоже подготовка речевого механизма, поскольку слова и фразы, которые мы говорим, имеют ритм.

Сначала ребенок произносит простые слоги: «ма-ма-ма…», «ба-ба-ба…», а затем к 8-10 месяцам они усложняются: «ля-ля-ля…», «ка-ка-га…» и т.п. Также как и с гулением, чем активнее и разнообразнее лепет малыша, тем эффективней готовится речевой аппарат к привычной нам фразой речи.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Качество и активность лепета во многом зависят от вскармливания ребенка, а именно совершаются ли в актах вскармливания полноценные сосательные движения и в нужном объеме. Губы и язычок должны набрать достаточно силы и подвижности. Если ребенок изначально находится на искусственном вскармливании, то необходимо предусмотреть рожки с маленькими дырочками, чтобы ребенок трудился, добывая пищу из бутылочки.

Также обратите внимание, что ребенок, у которого мышцы язычка набрали достаточную силу и подвижность, часто играет с языком: он его высовывает, облизывает губки, поворачивает набок и в разные стороны.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Если гуление – это врожденный рефлекс, то лепет – это совокупность многих факторов. Один из них: окружающая среда. Ребенку нужно извлекать звуки из окружающей среды для того, чтобы их воспроизводить. Мы продолжаем разговаривать с ребенком, петь ему песенки и потешки, но также важны и неречевые звуки, например, звучание погремушки. Кроме нее, детям полезны игрушки и предметы, которые звенят, стучат, мычат, свистят, шипят и т.д. Ребенок будет слушать звуки и из каждого звучания извлекать что-то свое, находящее отражение в лепете.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Итак, в первые полгода речевого развития мы обращаем внимание на частоту и качество гуления, а во вторые полгода – на лепет. Кто-то скажет, что ребенок к году должен произносить минимум 10 слов. Я же скажу, что ребенок к году должен понимать минимум 10 слов. А количество произносимых слов считать не нужно. Важны понимание речи и речевая активность. Если мы отмечаем, что ребенок к году понимает обращенную к нему речь (понятно, что не всю, а отдельные простые фразы, например, «где мама?»), а также много говорит на так называемом тарабарском языке, то все в его речевом развитии идет хорошо.

Автор: Митрофанова Мария Игоревна, детский нейропсихолог, логопед-реабилитолог.