В первом веке Римской империи было много городов, но ни один из них не был более красивым, чем города и поселки вдоль Неаполитанского залива. 24 августа 79 года н.э. вулканический пепел извергается с горы Везувий. Помпеи и близлежащий Геркуланум исчезают с лица земли. Постепенно трава и виноградные лозы покрывают землю, на которой стояли города. Местные жители со временем забывают даже названия погребенных городов.
Геркуланум был вновь открыт в 1738 году, а Помпеи - в 1748 году. К середине восемнадцатого века, когда ученые отправились в Неаполь и сообщили о своих находках, воображение Европы воспламенилось. Внезапно классический мир вошел в моду. Философия, искусство, архитектура, литература и даже мода черпали вдохновение из открытий Помпей и Геркуланума; движение неоклассицизма шло полным ходом.
Вилла тайн
Эта вилла, построенная вокруг центрального двора и окруженная террасами, очень похожа на другие большие виллы Помпеи. Тем не менее, она содержит одну очень необычную особенность - в ней есть комната, украшенная красивыми и странными сценами. Эта комната, известная нам как "Комната посвящения" расположена в передней правой части виллы.
Термин "мистерии" относится к тайным обрядам посвящения классического мира. Греческое слово "обряд" означает "расти". Таким образом, обряды инициации изначально были церемониями, помогающими людям достичь зрелости. Обряды - это не празднование того, что мы прошли определенные вехи, такие как выпуск из средней школы, это способность психологического продвижения через все этапы жизни. Часто разыгрывалась драма, в которой посвященные исполняли определенную роль. Драма может включать в себя имитацию смерти и возрождения, то есть уничтожение старого "я" и рождение нового "я".
Фресковые изображения, которые вы увидите на Вилле тайн, кажутся частью ритуальной церемонии, направленной на подготовку привилегированных, защищенных девушек к психологическому переходу к жизни замужних женщин. Фрески на Вилле тайн дают нам возможность увидеть что-то важное об обрядах посвящения женщин Помпеи. Но поскольку существует мало письменных записей об обрядах посвящения, любая иконографическая интерпретация неизбежно будет ошибочной.
В центре фресок находятся фигуры Диониса - бога вина и его матери Семелы (по другой интерпретации - Ариадны).
Как и для греческих женщин, Дионис был самым популярным богом у римских женщин. Он был источником их чувственных и духовных надежд.
Сцена 1.
Действие обряда начинается (ниже) с того, что посвященная или невеста пересекает порог, начинается подготовка к обрядам. Нагота мальчика может означать, что он божественен. Он читает правила обряда? Жрица (позади мальчика) держит в левой руке еще один свиток, а в правой - перо. Готова ли она добавить имя посвященной в список успешных посвященных?
Сцена 2.
Жрица (в центре), одетая в головной убор и венок из мирта, снимает покрывало с церемониальной корзины, которую держит служанка. Предположения о содержимом корзины включают: листья лавра, змеи или цветочные лепестки. Вторая служанка в венке наливает очищающую воду в таз, в который жрица собирается окунуть веточку лавра.
В повествование вводятся мифологические персонажи и музыка. Стареющий Силен играет на десятиструнной лире, покоящейся на колонне.
Сцена 3
Сцена 4.
Силен неодобрительно смотрит на посвященную, держа в руках пустую серебряную чашу. Молодой сатир смотрит в чашу, как загипнотизированный. Другой молодой сатир держит театральную маску (напоминающую Силена) и смотрит налево. Некоторые предполагают, что в серебряной чаше отражается маска, а не лицо сатира. Итак, заглядывание в сосуд - это акт гадания: молодой сатир видит себя в будущем мертвым сатиром. Юный сатир и юная посвященная должны примириться с собственной смертью. В данном случае к смерти детства и невинности. Чаша, возможно, содержала опьяняющий напиток участников орфико-дионисийских мистерий, предназначенный для испуганной посвященной.
Сцена 5
Эта сцена находится в центре ритуала. Дионис распростерт в объятиях своей матери Семелы. Дионис носит венок из плюща, его тирс, перевязанный желтой лентой, лежит поперек его тела, и одна сандалия снята с его ноги. Несмотря на то, что фреска сильно повреждена, мы видим, что Семела сидит на троне, а Дионис опирается на нее.
Сцена 6.
Справа - крылатое божество, возможно, Эйдос. Ее поднятая рука отвергает или отгоняет что-то. Она смотрит налево и готова ударить кнутом.
Позади посвященной стоят две фигуры женщин, к сожалению, сильно поврежденные. Одна женщина (крайняя слева) держит тарелку с чем-то вроде сосновых игл над головой посвященного. Вторая фигура в тревоге отступает.
Сцена 7.
Две темы этой сцены - пытка и преображение, кульминация ритуала. Обратите внимание на полное отречение от агонии на лице посвященного и плеть поперек ее спины. Ее утешает женщина. Справа обнаженные женщины бьют в праздничные цимбалы, а другая женщина собирается дать посвященной тирс, символизирующий успешное завершение обряда.
Сцена 8.
Эта сцена представляет собой событие после завершения ритуальной драмы. Преображенная посвященная или невеста готовится с помощью служителя к браку. Юная фигура Эроса держит зеркало, в котором отражается образ невесты. И невеста, и ее отражение вопросительно смотрят на нас, наблюдателей.
Сцена 9.
Фигура выше была идентифицирована как: мать невесты, хозяйка виллы или сама невеста. Обратите внимание, что она носит кольцо на пальце. Если она - та самая женщина, которая начала драматический ритуал как испуганная девушка, она определенно повзрослела психологически.