Найти в Дзене
History

ЖЗЛ #4 - Эйно Илмари Юутилайнен - самый успешный финский лётчик Второй мировой войны

Эйно Илмари Юутилайнен - самый успешный лётчик Второй мировой войны, не считая Германии. В 1939—1944 годах сбил 94 советских самолета, причём только два из них в Зимнюю войну. Юутилайнен был одним из четырех двукратных кавалеров креста Маннергейма, причём будучи не в офицерском звании. За всё время войны ни разу не был подбит.

Эйно Илмари Юутилайнен (1914-1999). Источник: http://www.tarrif.net/wwii/interviews/ilmari_juutilainen.htm
Эйно Илмари Юутилайнен (1914-1999). Источник: http://www.tarrif.net/wwii/interviews/ilmari_juutilainen.htm

Родился Юутилайнен в Финляндии в небольшом городе Лиекса (Северная Карелия). Но в довольно раннем возрасте, Илмари со своей семьей переехал в Сортавалу (современная Россия). Отец его работал на железной дороге, как-то на работе у него случился несчастный случай из-за которого он потерял обе ноги. В детстве Илмари интересовался авиацией, особенно сильно его покорили мемуары самого успешного летчика Первой мировой войны - Манфреда фон Рихтгофена, которые и сподвигли его стать лётчиком.

По достижении совершеннолетия Илмари отправился в армии и стал связистом-телеграфистом. После службы он переезжает в центр Финляндии в город Йю́вяскюля. Там он обучается в частной школе пилотов и получает долгожданную лицензию. После получения лицензии он опять поступает на военную службу, но уже в качестве военного пилота.

В 1937 году Илмари получает звание сержанта и переводится в свою первую эскадрилью, где он летал на самолете-разведчике. Юутилайнен отлично себя зарекомендовал себя в качестве разведчика и в марте 1939 года был переведен в эскадрилью №24 под командованием Густава Магнуссона. Эта эскадрилья знаменита тем, что именно она первая начала использовать в качестве стандартной тактической единицы пары вместо более распространенных до этого времени "троек".

В ноябре 1939 года СССР нападает на Финляндию и начинается знаменитая "Зимняя война". Уже спустя пару недель после начала войны Юутилайнен впервые поучаствовал в бою во время атаки на финскую авиабазу. А 19 декабря Илмари уже сбивает свой первый самолёт (бомбардировщик) , а почти через две недели сбивает свой первый истребитель. В остальное время войны он совершит 11 рейдов на сухопутные силы противника и больше не собьет не одного самолёта. Кстати в этой же войне участвовал его старший брат Аарне, который был генералом французского легиона и там его называли "марокканским кошмаром", за боевые действия в Марокко.

Илмари Юутилайнен во время войны. 26.06.1942.  Источник: https://www.finna.fi/Record/sa-kuva.sa-kuva-7437#image
Илмари Юутилайнен во время войны. 26.06.1942. Источник: https://www.finna.fi/Record/sa-kuva.sa-kuva-7437#image

В мае 1940 война закончилась подписание Московского договора, по которому Финляндии теряла территории Карелии с городом Выборг. Из-за таких последствий Финляндия перейдет на сторону Гитлеровской Германии в 1941 году. Спустя три дня после нападения Гитлера на СССР, эскадрилья Юутилайнена вступает в войну.

С начале Великой Отечественной и до 1934 года Илмари летаем на самолёте "Brewster F2A Buffalo". Юутилайнену очень нравился этот самолёт за свою маневренность и скорость, хотя в целом этот самолёт не был популярным. На нём за этот период Илмари собьёт 35 советских самолётов. В 1942 году за свои 20 воздушных побед он был награждён крестом Маннергейма. В 1943 году его эскадрилья пересела на новые немецкие Мессершмитты, на котором Юутилайнен будет летать оставшуюся войну. На Мессершмитте Юутилайнен собьёт 51 самолёт.

"Brewster F2A Buffalo" на котором летал Юутилайнен. Источник: fi.wikipedia.org
"Brewster F2A Buffalo" на котором летал Юутилайнен. Источник: fi.wikipedia.org

28 июня 1944 г. Юутилайнен был награждён вторым крестом Маннергейма за 75 воздушных побед. Он стал одним из четырех человек, дважды удостоенных этой высшей военной награды Финляндии.

30 июня в районе Тали - Ихантала Юутилайнен сбил шесть самолётов и стал вторым в истории финном с таким достижением. Первым был Йорма Сарванто.

3 сентября 1944 г. Илмари совершил свой последний вылет и сбил Ли-2, одержав свою последнюю, 94-ю победу. Тем самым став вторым лётчиком Второй мировой войны после Эрика Хартманна. За все 437 боевых вылета его ни разу не подстрелили и соответственно не подбили!

До июля 1949 года Юутилайнен служил в финском ВВС, а вскоре ушёл на пенсию. Он выкупил один из списанных самолётов и работал частным пилотом, одновременно выступая на различных авиа-шоу и устраивая показательные полёты.

21 февраля 1999 года лучший финский лётчик-истребитель Финляндии Илмари Юутилайнен усер в день своего 85-летия.

Юутилайнен и его самолёт. Источник: https://dovalorafa.com/audio2/finlandia-ritarit.html
Юутилайнен и его самолёт. Источник: https://dovalorafa.com/audio2/finlandia-ritarit.html