Найти тему

Как определить готовность ребенка к выбору профессии: 3 показателя

Будущие профессии для детей – волнующая тема для любого родителя. Все мечтают о хорошей карьерной лестнице, признании и достойной оплате труда для своего ребенка.

Но как вы узнаете, готов ли ваш ребенок к такому самостоятельному и осознанному шагу уже сейчас? Или же вам придется сделать этот осознанный шаг за него?

Готовность к выбору специальности на профессиональном пути условно можно разделить на три части. К концу нашей статьи вы сможете определить, какая именно «сторона хромает» у вашего ребенка, а также готов ли он в принципе к самостоятельному избранию будущей профессиональной деятельности. Приступим…

  1. Личностная готовность

Чтобы сделать осознанный выбор, каждый человек должен обладать достаточными критериями, опираясь на которые и сделает осознанные шаги, а не ткнет «пальцем в небо». Изучите подробнее тему этих критериев на курсе «Кем хочешь быть? Как помочь ребенку с выбором профессии» . Если вы любите психологию, профайлинг так же, как и я, welcome!

Если критериев не будет или будет недостаточно, то ему просто не на что будет ориентироваться.

Определение ли это будущей профессиональной деятельности, поиск ВУЗа или выбор специальности, ребенок должен быть подготовлен к осознанному шагу.

  1. Если будущий выпускник не может сказать: «Нет. Это не мое точно!» или «Да. Мне это нравится!», то он не готов к выбору. Он готов только к тому, чтобы вы все сделали за него. Умение выбирать определяет личностную готовность.
  2. Подросток четко говорит: «Мне это нравится, это не нравится…». Но сделать какие–то адекватные шаги для того, чтобы к этому выбору прийти, он не может. «Да мне это очень нравится, очень хочу стать переводчиком», но:
  • учить для этого языки в свободное время,
  • ходить на занятия к репетитору,
  • подтянуться по каким-то предметам,
  • сходить и подать документы, ребенок не готов.

Все эти желания и намерения остаются лишь в теории. Это тоже никак не помогает в определении своей будущей профессиональной деятельности.

  1. Интеллектуальная готовность

Чтобы к чему-то прийти (даже в кабинете у профориентолога) требуется наличие абстрактного мышления. Ребенок должен уметь:

– оперировать понятиями,

– сравнивать между собой,

– проводить анализ,

– определять связь между причиной и следствием.

Возьмем первоклассника, он не будет готов ни к какому выбору специальности интеллектуально в первую очередь. Должен быть определенный возраст готовности. Во время разговора с ребенком вы должны обращать внимание и четко видеть, что:

  • он анализирует,
  • у него есть какие-то четкие понятия,
  • он понимает, что из чего исходит,
  • он может прогнозировать.

Кстати, момент прогнозирования у подростков еще недостаточно хорошо развит. «Что будет за тем поступком, который я сделаю?», «Я это сделал, а дальше что?». Поэтому мы часто видим абсолютно нелепые поступки, которые могли привести к опасности. Мозг подростка еще недостаточно созрел для того, чтобы четко прогнозировать, как это умеет делать взрослый человек. Порой детям нужна помощь, чтобы выстроить цепочку прогнозов.

  1. Информационная готовность

Фактор, который встречается наиболее часто. Чтобы сделать определенный выбор, нужно обладать информацией. Ребенок должен знать и понимать, что такое образование, его виды, какие существуют специальности и профессии для детей.

  1. Если у ребенка нет широкого профессионального кругозора и он знаком только с популярными профессиями для детей (врач, учитель и так далее), то выбор он сделать не сможет.
  2. Вы предлагаете ему выбрать ВУЗ для поступления, а он знает только ближайший к вам? Он тоже не готов к выбору. Дефицит информации тоже может быть тем фактором, который не дает его сделать.

Чтобы узнать, готов ли школьник к избранию будущей профессиональной деятельности, пройдите тест-опросник.

Ответьте «да», «нет» или «?», если сомневаетесь в ответе на предложенные вопросы. Для некоторых ответов необходимо побеседовать с ребенком.

● Ребенок может назвать ваши профессии?

● Знает, какие учебные заведения вы закончили?

● Может уверенно назвать профессии, которые выбрали для себя его друзья?

● Занимается дополнительно определенным предметом в школе? Может быть кружок или занятия с репетитором.

● Изучает, смотрит видео, ищет информацию по какой-либо профессии?

● Помогал вам или другим родственникам в их работе?

● Знает и может назвать учебные заведения вашего населенного пункта?

● Понимает и объясняет разницу между парами понятий: сфера деятельности/вид деятельности? Профессия/специальность?

● В вашей семье обсуждалась тема профессий для детей?

● Обращались в центр профориентации или к школьному психологу относительно специальностей?

● Подросток проходил тест на выявление способностей к профессиям?

● Был ли опыт подработки в свободное от учебы время?

● Интересовались у педагогов по поводу профессионального выбора ребенка?

● Может назвать топ специальностей рынка труда на сегодня?

● Может озвучить свои сильные стороны? А слабые?

Положительных «да» более 7? Готовность на среднем или высоком уровне для выбора специальности.

Если утвердительных ответов было менее 7 – готовность низкая.

Хочешь знать, справится ли твой ребенок сам с выбором профессии или нет? Присоединяйся к нам прямо сейчас .