Будущие профессии для детей – волнующая тема для любого родителя. Все мечтают о хорошей карьерной лестнице, признании и достойной оплате труда для своего ребенка.
Но как вы узнаете, готов ли ваш ребенок к такому самостоятельному и осознанному шагу уже сейчас? Или же вам придется сделать этот осознанный шаг за него?
Готовность к выбору специальности на профессиональном пути условно можно разделить на три части. К концу нашей статьи вы сможете определить, какая именно «сторона хромает» у вашего ребенка, а также готов ли он в принципе к самостоятельному избранию будущей профессиональной деятельности. Приступим…
- Личностная готовность
Чтобы сделать осознанный выбор, каждый человек должен обладать достаточными критериями, опираясь на которые и сделает осознанные шаги, а не ткнет «пальцем в небо». Изучите подробнее тему этих критериев на курсе «Кем хочешь быть? Как помочь ребенку с выбором профессии» . Если вы любите психологию, профайлинг так же, как и я, welcome!
Если критериев не будет или будет недостаточно, то ему просто не на что будет ориентироваться.
Определение ли это будущей профессиональной деятельности, поиск ВУЗа или выбор специальности, ребенок должен быть подготовлен к осознанному шагу.
- Если будущий выпускник не может сказать: «Нет. Это не мое точно!» или «Да. Мне это нравится!», то он не готов к выбору. Он готов только к тому, чтобы вы все сделали за него. Умение выбирать определяет личностную готовность.
- Подросток четко говорит: «Мне это нравится, это не нравится…». Но сделать какие–то адекватные шаги для того, чтобы к этому выбору прийти, он не может. «Да мне это очень нравится, очень хочу стать переводчиком», но:
- учить для этого языки в свободное время,
- ходить на занятия к репетитору,
- подтянуться по каким-то предметам,
- сходить и подать документы, ребенок не готов.
Все эти желания и намерения остаются лишь в теории. Это тоже никак не помогает в определении своей будущей профессиональной деятельности.
- Интеллектуальная готовность
Чтобы к чему-то прийти (даже в кабинете у профориентолога) требуется наличие абстрактного мышления. Ребенок должен уметь:
– оперировать понятиями,
– сравнивать между собой,
– проводить анализ,
– определять связь между причиной и следствием.
Возьмем первоклассника, он не будет готов ни к какому выбору специальности интеллектуально в первую очередь. Должен быть определенный возраст готовности. Во время разговора с ребенком вы должны обращать внимание и четко видеть, что:
- он анализирует,
- у него есть какие-то четкие понятия,
- он понимает, что из чего исходит,
- он может прогнозировать.
Кстати, момент прогнозирования у подростков еще недостаточно хорошо развит. «Что будет за тем поступком, который я сделаю?», «Я это сделал, а дальше что?». Поэтому мы часто видим абсолютно нелепые поступки, которые могли привести к опасности. Мозг подростка еще недостаточно созрел для того, чтобы четко прогнозировать, как это умеет делать взрослый человек. Порой детям нужна помощь, чтобы выстроить цепочку прогнозов.
- Информационная готовность
Фактор, который встречается наиболее часто. Чтобы сделать определенный выбор, нужно обладать информацией. Ребенок должен знать и понимать, что такое образование, его виды, какие существуют специальности и профессии для детей.
- Если у ребенка нет широкого профессионального кругозора и он знаком только с популярными профессиями для детей (врач, учитель и так далее), то выбор он сделать не сможет.
- Вы предлагаете ему выбрать ВУЗ для поступления, а он знает только ближайший к вам? Он тоже не готов к выбору. Дефицит информации тоже может быть тем фактором, который не дает его сделать.
Чтобы узнать, готов ли школьник к избранию будущей профессиональной деятельности, пройдите тест-опросник.
Ответьте «да», «нет» или «?», если сомневаетесь в ответе на предложенные вопросы. Для некоторых ответов необходимо побеседовать с ребенком.
● Ребенок может назвать ваши профессии?
● Знает, какие учебные заведения вы закончили?
● Может уверенно назвать профессии, которые выбрали для себя его друзья?
● Занимается дополнительно определенным предметом в школе? Может быть кружок или занятия с репетитором.
● Изучает, смотрит видео, ищет информацию по какой-либо профессии?
● Помогал вам или другим родственникам в их работе?
● Знает и может назвать учебные заведения вашего населенного пункта?
● Понимает и объясняет разницу между парами понятий: сфера деятельности/вид деятельности? Профессия/специальность?
● В вашей семье обсуждалась тема профессий для детей?
● Обращались в центр профориентации или к школьному психологу относительно специальностей?
● Подросток проходил тест на выявление способностей к профессиям?
● Был ли опыт подработки в свободное от учебы время?
● Интересовались у педагогов по поводу профессионального выбора ребенка?
● Может назвать топ специальностей рынка труда на сегодня?
● Может озвучить свои сильные стороны? А слабые?
Положительных «да» более 7? Готовность на среднем или высоком уровне для выбора специальности.
Если утвердительных ответов было менее 7 – готовность низкая.
Хочешь знать, справится ли твой ребенок сам с выбором профессии или нет? Присоединяйся к нам прямо сейчас .