Столкнувшись с представлениями о мире и уровнем «научных» знаний «поколения ЕГЭ», старшее поколение с тоской вспоминает советскую школу. Да, выпускники очень плохо в массе своей знали иностранные языки, к экзамену (обязательному!) просто вызубривая старательно записанные темы: «Ордена комсомола», «Москва – столица СССР», «Мой родной город»… И это при том, что выпускник любой европейской школы обязательно знал минимум один иностранный язык.
Да, существовала идеологическая цензура, в том числе в преподавании гуманитарных предметов, и ученик 9 класса доказывал, что Раскольников был не прав, поднимая топор, и старуха-процентщица достойна сострадания, потому что жизнь дороже идеи, а в 10 классе тот же ученик читал «Разгром» и доказывал, что доктор и командир правы, давая яд раненому бойцу, который сковывал отряд, потому что борьба за идею дороже жизни одного человека…
Наверно, каждый может добавить что-то своё, например, обязательные политинформации в каждом классе (у одного классного руководителя они были невероятно интересны, а у другого – потрясающе однообразны и унылы), и такой же обязательный Ленинский зачёт...
Но всё равно выделим главное: советская система школьного образования никому и ничему не подражала, ориентировалась именно на советского школьника и была совершенно конкурентноспособна! А происходило это прежде всего потому, что были поставлены цели образования.
В преамбуле «Закона об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании от 19.07.1973 г № 4536-VIII» читаем:
«Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни». Да, идеология, но и всесторонне развитые граждане!
И ещё особенность: в советских школах не стыдно быть отличником. Напротив, будущие «ботаны» были в каждом классе и были предметом не уважения, но покровительственного одобрения одноклассников. Тупость была очень непрестижна. Можно прослыть крутым хулиганом, душой компании и грозой соседнего района, но если ты при этом дурак – все твои боевые заслуги блекнут.
Потому что дурак не интересен никому. Серости не давали победить. Школа успешно сопротивлялась натиску пошлости и глупости.
В чём проблема современной школы? ЕГЭ, два иностранных, потом опять один иностранный, зато две физкультуры, новые учебники истории… это просто детали. Самое главное: каковы цели современного образования? А не ищите в интернете, в «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г.» с современными добавлениями и поправками вообще не прописаны цели образования. Теперь у образования есть только «процесс» и «деятельность», да ещё «компетенции». Они, конечно, «целенаправленные», но к какой цели направленные, не сказано. Для чего учить, чего ожидает государство? Этого школе никто толком не сказал.
В современной школе среди особо продвинутых юнцов вошла в моду эта мерзкая гниль – «хорошо учиться западло», «пацаны против ботанов». Настоящая скрытая диверсия против молодости. Чудовищная, подлая спекуляция на бунтарском духе юношеского сознания, замешанная на героизации уголовной романтики. А общество словно подтверждало – бизнесмен, для которого «дело» важнее всяких там ваших книжек, стал победителем. А «элита» подтверждала: нужны не умные, а хваткие!
И школа оказалась неспособна сопротивляться, потому что школа целиком зависит от общества, она его зеркало, и если власть не обернётся к школе, мы потеряем последнее поколение, которое ещё говорит по-русски членораздельно. Пока ещё.