Советник ФПА РФ, адвокат АПМО, медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина, к.ю.н. Сергей Макаров высказался о сущности профессиональной деятельности адвокатов.
✍«Одним из вопросов, не урегулированных Законом об адвокатуре, является сущность профессиональной деятельности адвокатов. Разумеется, в первую очередь это обусловлено тем, что данный вопрос носит нравственный характер и не может регулироваться законодательно. Однако при этом отдельные нормы Закона, в их взаимосвязи или в совокупности, толкуются так, что становятся штрихами, на основании которых дорисовывается картина, общий вид которой неблагоприятен для адвокатов.
Мы много слышим, что адвокатская деятельность – высокое служение на благо людей ради всемерной защиты их прав и интересов. Сам по себе этот тезис верен, ибо цель нашей деятельности – действительно защита прав и интересов наших доверителей. Но очень смущает настоятельное упоминание, а то и назидательное напоминание, что наша деятельность – это высокое служение. Звучит отсылка к высоким идеалам дореволюционной присяжной адвокатуры и приводится довод, что «высокость» этого служения обусловлена наделением деятельности адвокатов публично-правовым статусом.
Как суммировал этот тезис Конституционный Суд РФ (в частности, в п. 2.2 Определения КС РФ от 29 сентября 2011 г. № 1278-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимушева Артема Андреевича), «адвокаты, на которых законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации».
И за всеми этими доводами и утверждениями как-то само собой появляется тезис о возможности того, что осуществление адвокатом профессиональной деятельности может повлечь нарушение его прав, прежде всего – финансовых, но с этим нужно смириться, так как адвокатская деятельность – высокое служение. В том смысле, что ради осуществления высокого служения на благо общества адвокаты могут – и, судя по всему, обязаны – поступиться своими собственными интересами.
Такого быть не должно.
Финансовые интересы адвоката, равно как и иные его интересы, должны быть всемерно защищены», - пишет автор.
Полный текст мнения читайте здесь.
#адвокатская деятельность #закон об адвокатуре #профессиональная этика адвоката #юридическая помощь #защита прав