Найти в Дзене
ВДНХ

Создание, исчезновение и неожиданное возвращение горельефа Евгения Вучетича

Оглавление

Легендарный советский скульптор-монументалист Евгений Вучетич создал множество запоминающихся работ в России и за ее пределами. Скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде, памятник воину-освободителю в Берлине, монумент «Перекуем мечи на орала» возле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Еще один известный шедевр находится в Москве на ВДНХ — горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Мы поделимся с вами его необычной историей, расскажем, кем же были реальные прототипы 1500 советских граждан, изображенных на скульптурном шедевре.

Снимок относится к 1950-1954-м гг., сделан в мастерской. Первый слева на фотографии - Вучетич Евгений Викторович - руководитель коллектива скульпторов, создавших горельеф "Знаменосцу мира, советскому народу - слава!"
Снимок относится к 1950-1954-м гг., сделан в мастерской. Первый слева на фотографии - Вучетич Евгений Викторович - руководитель коллектива скульпторов, создавших горельеф "Знаменосцу мира, советскому народу - слава!"
Горельефом называется один из видов скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью более чем наполовину.
Горельеф "Знаменосцу мира, советскому народу - слава!" после реставрации.
Горельеф "Знаменосцу мира, советскому народу - слава!" после реставрации.

Впечатляющие цифры

В 1954 году посетители Выставки впервые смогли увидеть горельеф в Главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Целых три года художники под руководством Евгения Вучетича создавали картину триумфального шествия советского народа.

Снимок относится к 1950-1954-м гг., сделан в мастерской. Первый слева на фотографии - Вучетич Евгений Викторович - руководитель коллектива скульпторов, создавших горельеф "Знаменосцу мира, советскому народу - слава!".
Снимок относится к 1950-1954-м гг., сделан в мастерской. Первый слева на фотографии - Вучетич Евгений Викторович - руководитель коллектива скульпторов, создавших горельеф "Знаменосцу мира, советскому народу - слава!".

Площадь работы — 90 квадратных метров. На ней изображено более 1500 фигур, тонированных под бронзу. Несмотря на внушительные размеры всей композиции (высота — около 7 метров, ширина — около 13 метров), ее глубина равна всего 73 сантиметрам.

Снимок относится к 1950-1954-м гг., сделан в мастерской. На фотографии запечатлена работа скульптора над одной из фигур горельефа "Знаменосцу мира, советскому народу - слава!", выполненной изначально в мягком материале.
Снимок относится к 1950-1954-м гг., сделан в мастерской. На фотографии запечатлена работа скульптора над одной из фигур горельефа "Знаменосцу мира, советскому народу - слава!", выполненной изначально в мягком материале.

Каждая фигура имеет реальный прототип

Особенность горельефа Евгения Вучетича в том, что у всех скульптур были реальные прототипы. Это были герои разных возрастов и национальностей, представители всевозможных профессий на фоне знаковых сооружений эпохи социализма (высотки МГУ, плотины ГЭС и других).

Фрагмент. 2014 год.
Фрагмент. 2014 год.

На первом плане находятся около 30 основных фигур известных советских граждан. Среди них академик Иван Павлов, актриса Алла Тарасова, дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов. Центром композиции стали фигуры рабочего и колхозницы, держащие в руках советский герб, за которым развевалось знамя с профилями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

Прототипом скульптуры "Узбек с цветком хлопка" (первая справа на переднем плане) стал дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии, хлопкороб Назарали Ниязов.
Прототипом скульптуры "Узбек с цветком хлопка" (первая справа на переднем плане) стал дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии, хлопкороб Назарали Ниязов.

Время перемен и забвения

Однако вскоре монументальная работа стала идеологически неуместной. Случилось это после смерти Сталина. В 1956 году началось развенчание культа личности Сталина: его изображение и профили Маркса с Энгельсом стерли с центрального знамени горельефа. В 1960-е из композиции был убран советский герб, а на плече рабочего появился младенец. Чуть позже горельеф и вовсе закрыли из-за несоответствия новым веяниям борьбы с архитектурными излишествами.

Фрагмент горельефа до реставрации.
Фрагмент горельефа до реставрации.

Дальнейшее исчезновение

Последнюю точку в истории одного из интереснейших экспонатов Выставки достижений народного хозяйства в прошлом столетии поставили в 1990-е. Центральный (когда-то Главный) павильон стал торговой площадкой. Горельеф исчез, при этом не покидая территорию ВДНХ. Он был зашит листами фанеры, из-за чего долгое время считался утраченным. Мы уже писали об одном исчезнувшем и вновь обретенном экспонате ВДНХ здесь.

Главный павильон. Фото Е. Евпалова.
Главный павильон. Фото Е. Евпалова.

Внезапная находка

Его обнаружение во время реставрации Выставки в 2014 году стало настоящим культурным событием. Легендарный горельеф нашли в 9-м зале павильона «Центральный».

Реставрация. 2015 год.
Реставрация. 2015 год.

Реставрация художественного произведения прошла в рекордно короткие сроки, длилась чуть более года. Специалисты заделали трещины, воссоздали живопись в авторском цвете и тоне, удалили загрязнения и пятна.

После реставрации.
После реставрации.

Что откроется в Главном павильоне Выставки?

Павильон №1 «Центральный» — одно из самых главных и наиболее монументальных сооружений ВДНХ. Общая высота вместе со шпилем достигает 97 метров, а площадь — 9378,2 квадратного метра. Сейчас отреставрированы фасады, но в интерьерах продолжают вестись реставрационные работы. В ближайшее в павильоне откроется экспозиция Третьяковской галереи.

-11

#ИсторияВДНХ

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал: https://zen.yandex.ru/vdnh