Легендарный советский скульптор-монументалист Евгений Вучетич создал множество запоминающихся работ в России и за ее пределами. Скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде, памятник воину-освободителю в Берлине, монумент «Перекуем мечи на орала» возле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Еще один известный шедевр находится в Москве на ВДНХ — горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Мы поделимся с вами его необычной историей, расскажем, кем же были реальные прототипы 1500 советских граждан, изображенных на скульптурном шедевре.
Горельефом называется один из видов скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью более чем наполовину.
Впечатляющие цифры
В 1954 году посетители Выставки впервые смогли увидеть горельеф в Главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Целых три года художники под руководством Евгения Вучетича создавали картину триумфального шествия советского народа.
Площадь работы — 90 квадратных метров. На ней изображено более 1500 фигур, тонированных под бронзу. Несмотря на внушительные размеры всей композиции (высота — около 7 метров, ширина — около 13 метров), ее глубина равна всего 73 сантиметрам.
Каждая фигура имеет реальный прототип
Особенность горельефа Евгения Вучетича в том, что у всех скульптур были реальные прототипы. Это были герои разных возрастов и национальностей, представители всевозможных профессий на фоне знаковых сооружений эпохи социализма (высотки МГУ, плотины ГЭС и других).
На первом плане находятся около 30 основных фигур известных советских граждан. Среди них академик Иван Павлов, актриса Алла Тарасова, дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов. Центром композиции стали фигуры рабочего и колхозницы, держащие в руках советский герб, за которым развевалось знамя с профилями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
Время перемен и забвения
Однако вскоре монументальная работа стала идеологически неуместной. Случилось это после смерти Сталина. В 1956 году началось развенчание культа личности Сталина: его изображение и профили Маркса с Энгельсом стерли с центрального знамени горельефа. В 1960-е из композиции был убран советский герб, а на плече рабочего появился младенец. Чуть позже горельеф и вовсе закрыли из-за несоответствия новым веяниям борьбы с архитектурными излишествами.
Дальнейшее исчезновение
Последнюю точку в истории одного из интереснейших экспонатов Выставки достижений народного хозяйства в прошлом столетии поставили в 1990-е. Центральный (когда-то Главный) павильон стал торговой площадкой. Горельеф исчез, при этом не покидая территорию ВДНХ. Он был зашит листами фанеры, из-за чего долгое время считался утраченным. Мы уже писали об одном исчезнувшем и вновь обретенном экспонате ВДНХ здесь.
Внезапная находка
Его обнаружение во время реставрации Выставки в 2014 году стало настоящим культурным событием. Легендарный горельеф нашли в 9-м зале павильона «Центральный».
Реставрация художественного произведения прошла в рекордно короткие сроки, длилась чуть более года. Специалисты заделали трещины, воссоздали живопись в авторском цвете и тоне, удалили загрязнения и пятна.
Что откроется в Главном павильоне Выставки?
Павильон №1 «Центральный» — одно из самых главных и наиболее монументальных сооружений ВДНХ. Общая высота вместе со шпилем достигает 97 метров, а площадь — 9378,2 квадратного метра. Сейчас отреставрированы фасады, но в интерьерах продолжают вестись реставрационные работы. В ближайшее в павильоне откроется экспозиция Третьяковской галереи.
#ИсторияВДНХ
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал: https://zen.yandex.ru/vdnh