Иван Кожедуб был самым прославленным асом в рядах Красной Армии и союзников периода Второй мировой войны. Он совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев.
Родившийся 8 июня 1920 года в деревне Ображеевка Сумской области, Иван Никитович Кожедуб принадлежал ко второму поколению, советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне. В 1934 году Кожедуб окон-чил школу и поступил в химико- технологический техникум в городе Шостка. Окончив его в 1940 году, он был призван в ря-ды Красной Армии и поступил в Чугуевскую школу военных летчиков. В июне 1941 года, когда Герма-ния напала на Советский Союз, Кожедубу исполнился всего 21 год, и он был на несколько лет моложе тех летчиков, которые получили боевой опыт во время вооруженных конфликтов 1930-х годов, и которым еще предстояло приобрести горький опыт сражений 1941 — 1942 годов, когда советские ВВС безуспешно пытались воевать с немецкими Люфтваффе. На срочную службу Кожедуба призвали в 1940 году, а в 1941 году он получил квалификацию боевого пилота,- это произошло в то время, когда германская армия уже начинала стягивать к восточным границам СССР. Благодаря его летному таланту, Кожедуба оставили после выпуска в училище в должности пилота-инструктора. Это очень огорчило Ивана, который рвался в бой. Однако эта его мечта сбылась несколько позже, когда ход войны уже переломился в пользу Красной армии.
Битва под Курском
Своего часа Кожедуб терпеливо ждал почти два нескончаемых военных года, и был переведен в ряды действующей армии только в марте 1943 года. Правда, первый боевой вылет ему удалось совершить только в июле. Это произошло во время величайшего сражения в мировой истории, Кур-ской битвы.
Свою первую победу в воз-душном бою Кожедуб одержал 6 июля, когда его эскадрилья под командованием майора Солдатен-ко вступила в бой с двадцатью пикирующими бомбардировщиками Ю-87 — «штуками», атаковавших позиции советских войск под Курском. Кожедуб, в то время младший лейтенант, сбил в тот день на своем Ла-5 одну «штуку», а к 16 июля довел свой победный счет до семи сбитых самолетов противника. Этот период совпал с проведением широких контрнаступательных операций Красной армии, проводимых в рамках третьей, заключительной фазы операции «Цитадель». В августе 1943 года Кожедуба назначили командиром эскадрильи 240-го полка истребительной авиации (ИАП), и к первой неделе ноября он довел счет побед до 26. 4 февраля 1944 года Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза. Это была высшая военная награда в СССР, а к первой Золо-той Звезде Героя автоматически прилагался орден Ленина. Уже на ранней стадии своей боевой карь-еры Кожедуб стал легендой, и его часто сравнивали со знаменитым советским летчиком довоенной поры Валерием Чкаловым.
В начале 1944 года Кожедуба перевели в элитный 176-й гвардейский ИАП. созданный специально для того, чтобы его можно было перебрасывать на те участки фрон-та, где положение Красной армии становилось критическим.
Звание гвардейского присваивалось только самым лучшим, про-славившим себя в боях, подразделениям, а в число первых четырех гвардейских подразделений вошел 1, 6-й ИЛП, получивший это звание во время битвы под Москвой, 6 декабря 1941 года.
В 1944 году критическое положение сложилось в небе на Днепровском фронте, и гвардейский 176-й ИЛП был срочно переброшен туда. Здесь, над Днепром, Кожедуб за десять дней боев одер-жал 11 побед в воздухе. В апреле 1944 года он сбил три немецких самолета всего за один день боев.
В начале следующего месяца Кожедуб получил новый самолет Ла-5 ФН. Он был построен на деньги, собранные одним из кол-хозов в Сталинградской области. Колхозники попросили назвать машину в честь племянника своего земляка, Героя Советского Союза подполковника Н. Конева, погибшего в самом начале войны. Этот самолет оказался счастливым для Кожедуба, на нем он сбил восемь немецких самолетов, включая пять Focke-Wulf Fw-190.
Спустя шесть месяцев, 19 августа 1944 года, Кожедубу была присвоена вторая Золотая Звезда героя. К этому моменту он одержал победы в 34 воздушных боях, получил звание капитана и был назначен заместителем командира 176-го гвардейского ИАП.
В начале 1945 года Красная армия и ее ВВС перешли в решающее наступление. Иван Кожедуб и его 176-й гвардейский ИAП продолжали громить Люфтваффе. В феврале 1943 года Кожедуб сменил свой Ла-5 на более легкий, мощный и маневренный Ла-7, и стал первым советским летчиком, сбившим реактивный немецкий истребитель Ме-262.
До конца войны Кожедуб совершил 326 боевых вылетов и одержал победу в 62 воздушных боях. В число сбитых им самолетов входят 22 истребителя Focke-Wulf Fw-190, 19 истребителей Messerschmitt В1-109, 18 пикирующих бомбардировщиков U-87 и реактивный истребитель Messerschmitt Ме-262. Вскоре после окончания войны, 18 августа 1945 года, Кожедуб получил свою третью Золотую Звезду. После войны Кожедуб остался в рядах ВВС и поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15, лучший в то время боевой самолет в мире.
Служба в Корее
В начале 1950-х годов, когда Ки-тай вступил в Корейскую войну против сил ООН, защищавших Южную Корею, Советский Союз послал своих лучших боевых летчиков сражаться против Пятой воздушной армии США. Совет-ские летчики летали на Миг-15 с китайскими опознавательными знаками, чтобы скрыть тот факт, что Советский Союз принимает участие в войне. Присутствие со-ветских летчиков в небе над Коре-ей было замечено американскими пилотами воздушных сил ООН, однако их участие в Корейской войне Россия признала только сорок лет спустя, уже после развала Советского Союза. Как самый прославленный советский ас Второй мировой войны, Кожедуб был направлен на восток командовать 324-й истребительной авиационной дивизией (ИАД), с которой совершил первый боевой вылет в апреле 1951 года.
В 1974 года Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника авиации, а в августе 1985 года он стал маршалом авиации- это произошло спустя десять лет после выхода в свет его книги воспоминаний «Верность Отчизне».
Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб скончался в августе 1991 года в возрасте 71 года.
Боевой путь легендарного летчика Ивана Кожедуба
- 1941: летчик оканчивает военное летное училище и остается в нем должности пилота-инструктора
- 1943,март: получает боевое крещение в небе под курском.
- 1943,июль: одерживает первые семь побед в воздушных боях и становится асом.
- 1943,август: становится командиров эскадрильи.
- 1944,февраль: летчику присвоено первое из его трех званий Героя Советского Союза
- 1944,август: Кожедуб награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.
- 1945,февраль: Кожедуб становится первым советским летчиком, сбившим реактивный истребитель Messerschmitt Me-262.
- 1945,май: Окончание Великой Отечественной войны. Кожедуб стал самым прославленным асом в рядах советских и союзнических ВВС, одержав 62 победы в воздушных боях.
- 1945,август: получает третью Золотую Звезду героя.
- 1950,ноябрь: Кожедуб направлен командовать советскими летчиками-истребителями во время войны в Корее
- 1956: Иван Кожедуб оканчивает Военную Академию Генерального штаба и получает звание генерала.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки,если вам понравилась данная статья. Вскоре появится еще много статей про Асов в истории Авиации. Ведь дальше будет интересней.