Найти тему

Иван Кожедуб: ас Второй мировой войны, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза.

Оглавление

Иван Кожедуб был самым прославленным асом в рядах Красной Армии и союзников периода Второй мировой войны. Он совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев.

Кожедуб был одним из двух советских пилотов (вторым был Александр Покрышкин, запечатленный на этой фотографии), трижды удостоенных звания Героя Советского Союза.
Кожедуб был одним из двух советских пилотов (вторым был Александр Покрышкин, запечатленный на этой фотографии), трижды удостоенных звания Героя Советского Союза.

Родившийся 8 июня 1920 года в деревне Ображеевка Сумской области, Иван Никитович Кожедуб принадлежал ко второму поколению, советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне. В 1934 году Кожедуб окон-чил школу и поступил в химико- технологический техникум в городе Шостка. Окончив его в 1940 году, он был призван в ря-ды Красной Армии и поступил в Чугуевскую школу военных летчиков. В июне 1941 года, когда Герма-ния напала на Советский Союз, Кожедубу исполнился всего 21 год, и он был на несколько лет моложе тех летчиков, которые получили боевой опыт во время вооруженных конфликтов 1930-х годов, и которым еще предстояло приобрести горький опыт сражений 1941 — 1942 годов, когда советские ВВС безуспешно пытались воевать с немецкими Люфтваффе. На срочную службу Кожедуба призвали в 1940 году, а в 1941 году он получил квалификацию боевого пилота,- это произошло в то время, когда германская армия уже начинала стягивать к восточным границам СССР. Благодаря его летному таланту, Кожедуба оставили после выпуска в училище в должности пилота-инструктора. Это очень огорчило Ивана, который рвался в бой. Однако эта его мечта сбылась несколько позже, когда ход войны уже переломился в пользу Красной армии.

Ла-5ФН «Белый 14», на котором летал Кожедуб во время прохождения службы в 240 ИАП, входившим в состав 5-й воздушной армии Ленинградского фронта в мае-июне 1944 года. На борту самолета видна надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Н.Ж.
Ла-5ФН «Белый 14», на котором летал Кожедуб во время прохождения службы в 240 ИАП, входившим в состав 5-й воздушной армии Ленинградского фронта в мае-июне 1944 года. На борту самолета видна надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Н.Ж.

Битва под Курском

Своего часа Кожедуб терпеливо ждал почти два нескончаемых военных года, и был переведен в ряды действующей армии только в марте 1943 года. Правда, первый боевой вылет ему удалось совершить только в июле. Это произошло во время величайшего сражения в мировой истории, Кур-ской битвы.

Свою первую победу в воз-душном бою Кожедуб одержал 6 июля, когда его эскадрилья под командованием майора Солдатен-ко вступила в бой с двадцатью пикирующими бомбардировщиками Ю-87 — «штуками», атаковавших позиции советских войск под Курском. Кожедуб, в то время младший лейтенант, сбил в тот день на своем Ла-5 одну «штуку», а к 16 июля довел свой победный счет до семи сбитых самолетов противника. Этот период совпал с проведением широких контрнаступательных операций Красной армии, проводимых в рамках третьей, заключительной фазы операции «Цитадель». В августе 1943 года Кожедуба назначили командиром эскадрильи 240-го полка истребительной авиации (ИАП), и к первой неделе ноября он довел счет побед до 26. 4 февраля 1944 года Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза. Это была высшая военная награда в СССР, а к первой Золо-той Звезде Героя автоматически прилагался орден Ленина. Уже на ранней стадии своей боевой карь-еры Кожедуб стал легендой, и его часто сравнивали со знаменитым советским летчиком довоенной поры Валерием Чкаловым.

Но этом Ла-7 «Белый 27» Кожедуб летал, когда был заместителем командира 176 ИАП, воевавшим в Германии в составе 16-й воздушной армии весной 1945 года. На фюзеляже и хвостовой части нарисованы окруженные белой каймой красные звезды, на борту видны 62 белые звездочки по числу одержанных побед, а под фонарем кабины изображены две звезды Героя Советского Союза.
Но этом Ла-7 «Белый 27» Кожедуб летал, когда был заместителем командира 176 ИАП, воевавшим в Германии в составе 16-й воздушной армии весной 1945 года. На фюзеляже и хвостовой части нарисованы окруженные белой каймой красные звезды, на борту видны 62 белые звездочки по числу одержанных побед, а под фонарем кабины изображены две звезды Героя Советского Союза.

В начале 1944 года Кожедуба перевели в элитный 176-й гвардейский ИАП. созданный специально для того, чтобы его можно было перебрасывать на те участки фрон-та, где положение Красной армии становилось критическим.

Звание гвардейского присваивалось только самым лучшим, про-славившим себя в боях, подразделениям, а в число первых четырех гвардейских подразделений вошел 1, 6-й ИЛП, получивший это звание во время битвы под Москвой, 6 декабря 1941 года.

В 1944 году критическое положение сложилось в небе на Днепровском фронте, и гвардейский 176-й ИЛП был срочно переброшен туда. Здесь, над Днепром, Кожедуб за десять дней боев одер-жал 11 побед в воздухе. В апреле 1944 года он сбил три немецких самолета всего за один день боев.

В начале следующего месяца Кожедуб получил новый самолет Ла-5 ФН. Он был построен на деньги, собранные одним из кол-хозов в Сталинградской области. Колхозники попросили назвать машину в честь племянника своего земляка, Героя Советского Союза подполковника Н. Конева, погибшего в самом начале войны. Этот самолет оказался счастливым для Кожедуба, на нем он сбил восемь немецких самолетов, включая пять Focke-Wulf Fw-190.

Иван Кожедуб стал известен всему народу. Но фото прославленный летчик стоит на фоне истребителя Ла-5 ФН, на борту которого читается надпись «От колхозника Конево Василия Викторовича».
Иван Кожедуб стал известен всему народу. Но фото прославленный летчик стоит на фоне истребителя Ла-5 ФН, на борту которого читается надпись «От колхозника Конево Василия Викторовича».

Спустя шесть месяцев, 19 августа 1944 года, Кожедубу была присвоена вторая Золотая Звезда героя. К этому моменту он одержал победы в 34 воздушных боях, получил звание капитана и был назначен заместителем командира 176-го гвардейского ИАП.

В начале 1945 года Красная армия и ее ВВС перешли в решающее наступление. Иван Кожедуб и его 176-й гвардейский ИAП продолжали громить Люфтваффе. В феврале 1943 года Кожедуб сменил свой Ла-5 на более легкий, мощный и маневренный Ла-7, и стал первым советским летчиком, сбившим реактивный немецкий истребитель Ме-262.

До конца войны Кожедуб совершил 326 боевых вылетов и одержал победу в 62 воздушных боях. В число сбитых им самолетов входят 22 истребителя Focke-Wulf Fw-190, 19 истребителей Messerschmitt В1-109, 18 пикирующих бомбардировщиков U-87 и реактивный истребитель Messerschmitt Ме-262. Вскоре после окончания войны, 18 августа 1945 года, Кожедуб получил свою третью Золотую Звезду. После войны Кожедуб остался в рядах ВВС и поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15, лучший в то время боевой самолет в мире.

Служба в Корее

В начале 1950-х годов, когда Ки-тай вступил в Корейскую войну против сил ООН, защищавших Южную Корею, Советский Союз послал своих лучших боевых летчиков сражаться против Пятой воздушной армии США. Совет-ские летчики летали на Миг-15 с китайскими опознавательными знаками, чтобы скрыть тот факт, что Советский Союз принимает участие в войне. Присутствие со-ветских летчиков в небе над Коре-ей было замечено американскими пилотами воздушных сил ООН, однако их участие в Корейской войне Россия признала только сорок лет спустя, уже после развала Советского Союза. Как самый прославленный советский ас Второй мировой войны, Кожедуб был направлен на восток командовать 324-й истребительной авиационной дивизией (ИАД), с которой совершил первый боевой вылет в апреле 1951 года.

В 1974 года Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника авиации, а в августе 1985 года он стал маршалом авиации- это произошло спустя десять лет после выхода в свет его книги воспоминаний «Верность Отчизне».

Иван Кожедуб (слева) вручает в августе 1970 года в Москве Золотую медаль ФАИ конструктору Александру Яковлеву. В то время Кожедуб занимал пост председателя Федерации авиационного спорта СССР, а награда была вручена Яковлеву за создание его спортивных самолетов Як-11, Як-18, Як-30 и Як-32.
Иван Кожедуб (слева) вручает в августе 1970 года в Москве Золотую медаль ФАИ конструктору Александру Яковлеву. В то время Кожедуб занимал пост председателя Федерации авиационного спорта СССР, а награда была вручена Яковлеву за создание его спортивных самолетов Як-11, Як-18, Як-30 и Як-32.

Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб скончался в августе 1991 года в возрасте 71 года.

Боевой путь легендарного летчика Ивана Кожедуба

-6
  • 1941: летчик оканчивает военное летное училище и остается в нем должности пилота-инструктора
  • 1943,март: получает боевое крещение в небе под курском.
  • 1943,июль: одерживает первые семь побед в воздушных боях и становится асом.
  • 1943,август: становится командиров эскадрильи.
  • 1944,февраль: летчику присвоено первое из его трех званий Героя Советского Союза
  • 1944,август: Кожедуб награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.
  • 1945,февраль: Кожедуб становится первым советским летчиком, сбившим реактивный истребитель Messerschmitt Me-262.
  • 1945,май: Окончание Великой Отечественной войны. Кожедуб стал самым прославленным асом в рядах советских и союзнических ВВС, одержав 62 победы в воздушных боях.
  • 1945,август: получает третью Золотую Звезду героя.
  • 1950,ноябрь: Кожедуб направлен командовать советскими летчиками-истребителями во время войны в Корее
  • 1956: Иван Кожедуб оканчивает Военную Академию Генерального штаба и получает звание генерала.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки,если вам понравилась данная статья. Вскоре появится еще много статей про Асов в истории Авиации. Ведь дальше будет интересней.