Найти тему
Цельные люди

Эталон разрушительной личности. Вронский из романа "Анна Каренина"

Граф Вронский в большинстве своем видится читателям как джентльмен, благородный человек с большим количеством достоинств. Однако в описании данного персонажа есть очень значимый момент, который сразу определяет природу Вронского.

Когда Л.Н. Толстой описывал свод правил, которыми неизменно руководствовался по жизни Вронский, то в качестве самого первого основополагающего правила включил следующее: нужно заплатить шулеру, а портному не нужно. Что же это значит на самом деле, и как это может характеризовать человека?

Мошеннику, который хитростью забирает чужое, Вронский считает нужным заплатить. Тот кто обманул его, однозначно сильнее и достоин уважения. По его понятиям, шулера можно определить как более развитую ступень эволюции. А портному, который поверил ему и не взял денег вперед, он не платит при всей своей финансовой состоятельности. И вот сама собой выводится иерархия ценностей и вектор развития Вронского.

Именно в этом и суть Вронского - забрать у созидающего, наполненного потенциалом человека самое главное - часть души. Разве не потеряет портной часть души, если перестанет доверять людям? Кити он также отбросил в сторону, когда понял, что все что нужно, он уже получил от нее.

Несмотря на свою разрушительную по отношению к людям природу, Вронский наделен также и множеством хороших черт характера. Он решителен, предприимчив, добродушен, спокоен, обаятелен, не лишен мужества. Под воздействием определенных обстоятельств, он готов меняться и выстраивать жизнь по-новому. Периодически в нем просыпается желание быть хорошим человеком, и он осознанно делает героические добрые дела, которые сильно западают в душу его окружению. Но его суть от этого не меняется.

Есть еще одна оценка личности Вронского, которая дается им же самим в сравнении с иностранным принцем, который являлся нарциссом высшей категории. Толстой заставляет Алексея мимолетно задуматься и посмотреть на себя со стороны, сведя его с человеком своей же породы и вложив в него мысль «Глупая говядина! Неужели я такой?».

Знакомство с Анной Карениной для Вронского судьбоносно. Она меняет все его мировоззрение, и он открыт этим изменениям. Поэтому он кажется читателю достойным персонажем, ведь мы его видим уже не таким, каким он был до роковой встречи. Чего он не смог в себе найти, так это чувственно-эмоциональной составляющей, то есть души, которая бы позволила выразить любовь и наполнить своего партнера ответным чувством.

На самом деле, именно Вронский являлся машиной, а не Каренин, как считала Анна. Именно он был той дробью с большим знаменателем, которая рубила каждого, кто имел неосторожность любить его. И поскольку целостная природа Вронского уже предопределена, то ресурсов у него уже никогда не будет – ни на счастье с партнером, ни на завершение начатых дел, ни на преодоление кризисных жизненных ситуаций. Толстой даже намекнул, что Вронский не из тех, кто взращивает, а из тех, кто срывает и губит.

Автор хочет объяснить читателю, откуда берутся корни такой эволюции человека и не случайно именно в отношении этого персонажа подробно описывает его детство и мать. Вронский никогда не получал от своей матери той всепоглощающей и безграничной любви, которую должен получать любой маленький мальчик. И эта любовь всегда должна присутствовать, в особенности, если мать жива и здорова. Из произведения мы понимаем, что всю свою любовь и теплоту мать отдавала чужим мужчинам, которые ничего в ее жизни не значили. И вот на старости лет, она получает серьезный жизненный удар и винит во всем Анну, хотя Анна это всего лишь причинно-следственный инструмент воздействия.

В конце романа Вронский, приходя в тихий ужас от действий Анны, начинает все понимать. Не зря при виде этой сцены ему вспоминается уничтоженная им любимая лошадь Фру-Фру, которая также в нужный момент восполнила его ресурс ценой своей жизни. Он четко осознает свою разрушительную природу и что любое топливо для поддержания своей собственной жизни, он добывал невольным причинением страданий другим и ничего уже не изменить, слишком поздно.

В конце произведения, он понимает, что для него все закончилось, он резко стареет и последний полученный ресурс от Анны он решает использовать максимально с пользой и добровольно идет на войну, на верную гибель.

Отрывок из книги. Часть 3. Ссылка на книгу в следующих публикациях

Если возник интерес к данной теме, то рекомендую к прочтению статью Недооцененный Каренин. Уникальный художественный прием Льва Толстого

Почему Долли Облонская сначала восхищалась Анной Карениной, а потом резко разочаровалась в ней?

Почему повержен Дубровский? Неустойчивость добра перед злом как противостояние Дубровских и Троекуровых