🛡Как я рассказывал ранее, в следственной практике существует такой туманный институт как доследственная проверка. Поговорим о наиболее частых нарушениях, встречающихся при её проведении.
🔸Сроки доследственной проверки. Всего есть три срока: три дня, десять дней, тридцать дней. В случе недостаточности следователь их продлевает один за другим. После тридцати дней никакой проверки проводить нельзя, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении.
🔸Типичные нарушения. Бывает, что следователь просто проигнорировал поступивший к нему материал проверки или же дело оказалось сложным и не имеющем заранее понятной судебной перспективы, но все сроки вышли. В таком случае формально выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и, по заранее достигнутой договорённости, отменяется прокурором. Аналогично можно сделать и, направив материал в другое ведомство, с очевидными нарушениями подведомственности, получить его обратно.
❗️По логике следствия такие явно незаконные действия должны обнулить сроки проверки. Подобная практика приводит к тому, что нужное следствию лицо можно проверять бесконечно долго и возбудить в отношении него дело по мотивам, не связанным с публичными интересами. Не реже таким образом «маринуются» потерпевшие.
🔸Как поступить? Ознакомиться с материалами проверки. По результатам принять решение о целесообразности привлечения к ответственности лица, пишущего заведомо ложные доносы, сотрудников правоохранительных органов незаконно проводящих оперативно-розыскные мероприятия и т.п.
🔸Как ознакомиться с материалами проверки? Правоохранители обычно стараются отказывать в ознакомлении с такими материалами. Отказ мотивируется тем, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, не имеет права знакомиться с собранными материалами. Исходя буквального толкования Уголовно-процессуального кодекса РФ, такое право не предусмотрено в тексте кодекса.
❗️Отказ в ознакомлении с материалами дела незаконен! Правоохранительные органы действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству. Статья 24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.
| Получить консультацию | +7 915 126 14 89
🚩Подписывайтесь на мой Telegram-канал!