1928 год
Стамбул
1928 год. Ленинград.
Бывший чекист из Грузии Е. Думбадзе после окончания Ленинградского восточного института назначается для работы в Турции. На руках у Е. Думбадзе рекомендации от тов. Кирова (члена Политбюро) и тов. Платонова (члена коллегии Наркомторга).
В марте 1928 года Думбадзе прибыл в Стамбул.
На второй день своего приезда Думбадзе посетил секретаря торгового представительства СССР в Турции тов. Степанова. Тот доложил о нем торговому представителю тов. Суховию.
Суховий отнесся к прибывшему очень благожелательно. Побеседовал и даже, вопреки правилам, выдал крупный аванс на благоустройство в Стамбуле.
Временно Е. Думбадзе назначают хранителем ценностей (так тогда называли кассира) Торгпредства, с перспективой перевода в Анкару в качестве секретаря местного отделения Торгпредства.
Непосредственным начальником Е. Думбадзе является чекист Пинис. Он заведовал финансовым отделом Торгпредства и был заместителем Торгпреда.
Пинис присутствует при приеме Е. Думбадзе ценностей Торгпредства, которые исчисляются миллионами турецких лир.
Вскоре Думбадзе убедился, что Пинис ничего не понимает в бухгалтерии и первое время недоумевал, для чего держат Пиниса на этой должности.
Незнание Пинисом бухгалтерского дела выяснилось, когда изТоргпредства бежал главный бухгалтер Гольдщтейн. Торгпред потребовал от Пиниса предоставить ему справку о состоянии счетов, Пинис предоставил какую-то неразбериху. Торгпред промолчал, так как снять Пиниса с должности было не в его силах. Пинис по совместительству был уполномоченным ОГПУ при Торгпредстве.
А вскоре выяснилось, что Пинис все-таки на своем месте, назначен на должность заведующего финансовым отделом не за красивые глаза.
Случилось так, что Константинопольское отделение советской торговой компании «Аркос» было оштрафовано турецкими властями на 200 тысяч лир за нарушение закона о гербовых сборах.
А так как это отделение было закрыто турецкими властями, то выплату штрафа возложили на Торгпредство.
По подсказке Пиниса торговый представитель Торгпредства тов. Суховий обратился письмом в министерство финансов Турции с просьбой о вторичной проверке архивных книг «Аркоса», чтобы окончательно установить размер штрафа.
Комиссия была назначена из турецких чиновников Министерства финансов. Два месяца изучала архивные книги «Аркоса». Итог был следующим: Торгпредство должно заплатить 8 тысяч лир штрафа.
И все это обошлось Торгпредству в дополнительных десять тысяч лир, разложенных в два конверта и врученных конкретным лицам из комиссии, на которых указал тов. Пинис.
И кто после этого скажет, что тов. Пинис был не на своем месте?
(Источник: Думбадзе)