Задание на разработку этого танка было определено 22 декабря 1939 года под кодовым обозначением Pz.Kpfw.II Ausf.J VK 16.01. Он относился все к той же волне танков «нового типа» что и предшественник VK 18.01. От VK 18.01 он должен был перенять толщину брони и все ту же схему ходовой части. Шасси машины повторяло идею инженера Кникампа. Катки в шахматном порядке. Но были и отличия, танк становился трех местным и кроме того имел пушечное вооружение. В бронировании этой машины уже были учтены ошибки боев легких танков поддержки пехоты в Польше. Фирмами, получившими задания на разработку стали «Даймлер-Бенц» и «MAN». Проект для внутреннего пользования носил название Pz.Kpfw.II nA Verst. Или нового типа усиленный( neue Art Verstarkt). Проектирование узлов и агрегатов бедующего танка разделили. Фирма «MAN» получила шасси, а «Даймлер-Бенц» корпус и башню. Задание требовало предоставить образцы башни 18 июня, а шасси к 19 июня. Выпуск предсерийной партии рассчитывал 30-ть машин. А все количество машин планировалось в пределах 339 штук. Готовый танк представили на испытания 19 июня 1940 года. Параметры машины получились такими.
Масса машины: 18 тонн.
Экипаж: 3 человека.
Габариты: длинна 4810 мм, ширина 2280 мм, высота 2020 мм.
Клиренс: 345 мм.
Максимальная скорость: 30 км/ч.
Двигатель: «Майбах» HL45P, 6-ть цилиндров, карбюраторный, мощностью 200 л.с.
Коробка передач: 5-ть передним ходом, и 1-на задним.
Вооружение: одно орудие 20-мм KwK 38 L/55, один пулемет 7,92-мм MG 34.
Прицел: бинокулярный телескопический TZF8.
Броня: лоб 80 мм, борт 50 мм, днище 25 мм, башня 25-80 мм.
Радиостанция: FUG5 или FUG12.
После почти 2-ух годичных испытаний было выпущено 30 пробных танков. В войсках они получили индексы Pz.Kpfw.II Ausf.J . С апреля по декабрь 1942 года фирмами «Даймлер-Бенц» и «MAN» было выпушено 22 машины. Дальнейший заказ еще на 100 машин, тем не менее, был отменен. В войсках отметили очень хорошее бронирование танка. Но вес его вышел за грань требования на 2-ве тонны ( по плану 16). Танк по массе, приближался к категории средних танков , по немецкой классификации. Корпус и подбашенная коробка были единой сборкой. Бронелисты башни располагались под углом к вертикали. Механик-водитель и радист имели люки-лазы в борту корпуса над гусеницами. Командир имел люк на крыше башни. Поскольку масса танка превысила требования, то потребовалось усиление ходовой части, хотя схему оставили все туже, шахматную. Удельная мощность составила 8л.с/т. В итоге даже бронирование при этой подвижности сокращала варианты применение машины. Однако выпущенные машины нашли свое применение. Семь передали в 12-ю танковую дивизию. Где они и были потеряны в боях.
Шесть машин в 13-ю полицейскую роту в феврале 1943 года для Югославии.
Один экземпляр переделали в БРЭМ Pz.Kpfw.II Ausf.J установив крановую стрелу.
Машина принадлежала 116-ой танковой дивизии вермахта воевавшей на территории Франции. В конце войны она стала трофеем англо-американской группы войск. Если в двух словах, у этой БРЭМ с учетом ее массы, были гораздо лучшие перспективы, чем у БРЭМ на шасси обычной «двойки».
Один танк был захвачен частями Красной Армии в целом состоянии в районе Слуцка. В зоне боев 1-го Белорусского фронта в июле 1944 года.
Из-за малой подвижности танк в целом оказался неудачным. В дальнейшем фирма «Даймлер-Бенц» предлагала варианты огнеметного танка, а так же вариант установки башен с чешским 47-мм орудием. Однако эти варианты Гитлера не заинтересовали. До нашего времени ни один танк не сохранился. С тяжелым танком "Тигр I" его роднит строение ходовой части (в шахматном порядке), бронирование. Поэтому я и называю его "маленьким тигренком".
Ну вот и все, что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.