Рассмотрим в этой статье идеи, которые останутся востребованы в 2022 году на территории России и могут быть запущены в Беларуси без больших вложений.
По данным Единого реестра субъектов МСБ, микропредприятия в России составляют большую долю среди субъектов малого и среднего бизнеса. К середине 2021 года их число составляло более 5,5 млн. К ним относятся небольшие точки для продажи кофе с собой, пункты выдачи заказов, небольшие сервисы в интернете и много других бизнесов.
1) Доставка здоровой еды
Стартовые вложения: 50 000-70 000 RUB (850-1200 USD)
Отрасль доставки продуктов на дом в России с марта 2020 года до марта 2021 года выросла на 40 %. Резкий рост интереса демонстрирует и сфера доставки готовый еды — в I квартале 2021 года 20 % всех расходов россиян на общепит приходились на доставку, причем каждый третий заказ потреблялся в офисе или дома.
Открыть и протестировать такую бизнес-идею можно буквально за несколько тысяч рублей — для этого не нужно арендовать помещение или создавать полноценное кафе, можно сделать так называемую dark kitchen, когда еду доставляют только курьеры, без самовывоза. На первых порах можно не нанимать персонал: заказы брать на следующий день, готовить вечером, а утром развозить по клиентам. Когда клиентов станет достаточно много, такую самозанятость можно постепенно превращать в бизнес, взяв на работу поваров и курьеров.
С ростом тренда на удаленное потребление и растущим интересом к теме здоровья готовые обеды из натуральных продуктов могут стать отличным вариантом для своего дела. Начать проще всего с самозанятости, это самый доступный способ работать в легальном поле. Отчетность, бухгалтерия и страховые взносы не нужны.
На старте нужно:
— Закупить продукты и упаковку — это 20 000-30 000 руб.
— Сделать удобный сайт на конструкторе, например, на Tilda или Wix, стоит 10 000-15 000 руб. в год. Можно стартовать и без сайта, просто создать страницы в соцсетях.
— Прикрутить платежную систему для оплаты онлайн, но за каждый платеж будет небольшая комиссия.
— Еще будут затраты на рекламу: на первое время примерно 20 000-30 000 руб. в месяц. Важно придумать уникальное предложение, потому что придется конкурировать с крупными компаниями.
Сергей Сухоставец
директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк»
2) Ивент‑агентство
Стартовые вложения: с нуля.
По прогнозам экспертов, ивент-индустрия в 2022 году будет подстраиваться под меры безопасности, которые могут динамично меняться. Главным преимуществом любого организатора станет гибкость в подготовке и реализации проектов, работе с клиентами.
Кейс
Мария Якиминская из Нижнего Новгорода занимается организацией практически любых мероприятий, но основной доход ей приносят свадьбы и корпоративные мероприятия. Это сложные задачи, нужно быть готовым к постоянным сюрпризам. В большинстве случаев агентство занимается всем — от поиска площадки и стилиста до выбора платья для невесты.
Чеки разные, например, за организацию свадьбы на 25 человек агентство берет 339 000 руб. Это сезонный бизнес, сначала агентство в декабре зарабатывает на корпоративных заказах столько, что хватает на январь, февраль и март. После этого начинается сезон свадеб.
В агентстве два постоянных сотрудника и есть офис, одновременно Мария ведет 25 свадеб и 5 корпоративов. Но началось все с холодных звонков и без вложений — Мария сама искала клиентов и не меньше 50 раз в день набирала новый номер. Несколько корпоративных заказчиков нашлись только после 2 000 звонков.
3) Интернет-агентство
Стартовые вложения: с нуля.
Пандемия подтолкнула малый и средний бизнес к переходу в онлайн — сейчас у любой компании есть как минимум страница в соцсети. По данным Data Insight, в 2019 году интернет-торговля в общей структуре продаж занимала 6 %, в 2020 году доля выросла до 9 %. Бизнесменам, которые выходят в онлайн, нужны клиенты из интернета. И на этом тоже можно организовать свое дело.
Кейс
Такой бизнес открыл врач Виталий Лажинцев из Барнаула. Вместе с партнером он организовал агентство по интернет-продвижению. Первого клиента нашел без вложений — просто пришел в одну из строительных компаний Барнаула и предложил им услугу. Сделал сайт, запустил рекламу, передавал покупателей и брал за это деньги.
Плюс такого бизнеса — не нужен офис и оборотные средства. Первое время агентство работало дома. Клиентов искали с помощью холодных звонков и в предпринимательских сообществах. Постепенно агентство доросло до 30 человек, сегодня офисы располагаются в Барнауле и Брянске, а клиенты приходят со всей России.
4) Продажа старых книг
Стартовые вложения: 60 000 RUB (~1000 USD).
Несмотря на постоянные разговоры про смерть книг, россияне стабильно признаются в любви к чтению. Согласно опросу ВЦИОМ, художественную литературу читает каждый третий участник исследования, а профессиональной и научной литературой пользуются 30 % наших сограждан.
Кейс
На стремлении читать можно заработать. Как-то Татьяна Ястребова из Вологды решила распродать свою коллекцию старых книг. Она объединилась с родственницей и открыла небольшой магазинчик в спальном районе. Вложила 60 000 рублей — это аренда за три месяца, приобретение необходимой мебели и кассы. Инвестиции окупились в течение года из-за малого потока людей. Но затем предпринимательница переехала в центр, и бизнес стал приносить больше денег. Всего магазин продает примерно от 500 до 700 книг в месяц.
5) Социальный бизнес
К социальному бизнесу обычно относят компании, которые нацелены не просто на получение прибыли, а на решение каких-то важных социальных проблем. Например, они создают рабочие места или производят товары для людей с ограниченными возможностями.
Кейс
Дарья Кабанова из Москвы производит специализированные пособия для детей с особенностями развития. Все началось с просьбы знакомого педагога, для которого Дарья разработала карточки с различными рисунками. Они помогали неговорящим детям выражать свои желания и просьбы.
Дарья поняла, что это подходящая ниша для бизнеса. Ее муж за ночь сделал сайт, а на следующий день семья открыла продажи. В закупку материалов они вложили 20 000 руб. Окупился бизнес за полгода, а за четыре года компания продала больше 250 000 пособий.
6) Покупка готового бизнеса
Стартовые вложения: от 100 000 RUB (1700 USD)
Люди хотят заняться чем-то своим, надоедает работать на кого-то. Да и сейчас такое время, кризис в стране, многие объекты продаются ниже себестоимости открытия бизнеса, поэтому запускать свое дело «с нуля» порой нет смысла. Зачем бегать, тратить время, месяц-два, выбирать помещение, делать ремонт, искать людей, и при этом не зарабатывать деньги, если можно купить сразу готовый бизнес. Пусть он даже сейчас работает плохо. Человек его купит, наладит процессы, и начнет зарабатывать практически с первого дня.
Подойдет для тех, кто планирует: уйти из найма, сменить сферу, инвестировать в бизнес, расширить свой бизнес, сократить издержки, сделать подарок.
7) Ателье и пошив одежды
Стартовые вложения: 80 000 RUB (1350 USD)
По данным аналитиков BusinesStat (отчет «Анализ рынка ателье по пошиву и ремонту одежды в России в 2015-2019 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020-2024 гг»), 2021 год станет периодом восстановления числа ателье по ремонту и пошиву одежды, хотя на процесс будут влиять ограничения спроса в условиях стагнации доходов населения. Поскольку люди экономят, в том числе и на пошиве новой одежды, то основной услугой становится ремонт имеющихся вещей.
В настоящее время пользуются спросом услуги швейных мастеров на дому. С целью продвижения они публикуют фото своих работ и отзывы в соцсетях, принимают участие в выставках и фестивалях, рекламируются в журналах и т.п.
Кейс
Наталья Бахметьева из Нижнего Новгорода всю жизнь хотела заниматься созданием одежды: закончила колледж по специальности «модельер-конструктор швейных изделий», потом работала продавцом в магазине тканей и администратором в ателье, была дизайнером новых моделей. Наконец, решила уйти из найма и создать свое ателье. На открытие потратила 80 000 руб.
Сначала было сложно — работала сутками, чтобы сдать все заказы. Дальше наняла швей по рекомендациям, крупные заказы отдавала надомницам-профессионалам. Бизнес стал расти, ателье не просто ремонтирует одежду, но и шьет свои коллекции, работает с мехом и кожей, создает свадебные платья и корпоративную одежду.
8) Ателье и пошив одежды
Стартовые вложения: 80 000 RUB (1350 USD)
По данным аналитиков BusinesStat (отчет «Анализ рынка ателье по пошиву и ремонту одежды в России в 2015-2019 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020-2024 гг»), 2021 год станет периодом восстановления числа ателье по ремонту и пошиву одежды, хотя на процесс будут влиять ограничения спроса в условиях стагнации доходов населения. Поскольку люди экономят, в том числе и на пошиве новой одежды, то основной услугой становится ремонт имеющихся вещей.
В настоящее время пользуются спросом услуги швейных мастеров на дому. С целью продвижения они публикуют фото своих работ и отзывы в соцсетях, принимают участие в выставках и фестивалях, рекламируются в журналах и т.п.
Кейс
Наталья Бахметьева из Нижнего Новгорода всю жизнь хотела заниматься созданием одежды: закончила колледж по специальности «модельер-конструктор швейных изделий», потом работала продавцом в магазине тканей и администратором в ателье, была дизайнером новых моделей. Наконец, решила уйти из найма и создать свое ателье. На открытие потратила 80 000 руб.
Сначала было сложно — работала сутками, чтобы сдать все заказы. Дальше наняла швей по рекомендациям, крупные заказы отдавала надомницам-профессионалам. Бизнес стал расти, ателье не просто ремонтирует одежду, но и шьет свои коллекции, работает с мехом и кожей, создает свадебные платья и корпоративную одежду.
9) Домашняя выпечка десертов
Стартовые вложения: 16 000 RUB (270 USD)
В 2020 году количество приверженцев здорового образа жизни в России сократилось на четверть, отмечается в исследовании компании «ФинЭкспертиза». При этом антизожников тоже стало меньше на треть. Это значит, что россияне стремятся к золотой середине — жить без категорических ограничений, но и заботиться о себе и своем здоровье. Некоторые в рамках такого подхода предпочитают диетическую выпечку с минимальным количеством калорий. Появились бизнесы, которые поддерживают этот тренд.
Кейс
Документовед из Ижевска Наталья Ситникова научилась выпекать вкусные и безвредные для фигуры десерты по видеоурокам. Окончив онлайн-курсы за 6 000 руб., вместе с мужем она открыла бизнес. На формы для выпечки и диетические продукты на первое время потратили 10 000 руб., а печь решили на своей кухне, без аренды помещения. Килограмм готового торта стоит от 1 000 руб. За год кондитерская делает больше сотни таких тортов, а еще рулеты, чизкейки, капкейки.
10) Агентство переводов
Стартовые вложения: 100 000 RUB (1700 USD)
Заниматься этим бизнесом можно и без знания языков — например, использовать посредническую схему, когда агентство ищет заказы и передает их за процент профессиональному переводчику. Но начинать проще, если первое время планируете работать самостоятельно.
Кейс
Елена Федорова из Новосибирска закончила вуз по специальности «лингвист-переводчик» и одно время работала по профессии параллельно с учебой. А потом открыла агентство, нашла исполнителей и стала сотрудничать с крупными компаниями, в частности, с международными PR-агентствами. Чтобы найти клиентов, каждый день просматривала объявления о найме штатных переводчиков, звонила и предлагала сотрудничество на аутсорсе.
Первое время Елена встречалась с клиентами в кафе и работала из дома, но через год сняла небольшой офис.
Источник: kontur.ru