Привет! Меня зовут Ренат Сигунов, я студент факультета права НИУ ВШЭ. Главный вопрос, который мне задают после возвращения в Россию: отличается ли образование в Германии от ведущих российских ВУЗов. Краткий ответ- да. Разберемся почему в нескольких пунктах:
Кредитная система обучения (ECTS)
Она используется не во всех немецких университетах, однако это очень удобный показатель, который унифицирует образовательные курсы, успеваемость студентов из университетов разных стран и ранжирует в соответствии с рейтингом GPA. Таким образом, аппликационный процесс при дальнейшем обучении упрощается, ведь Транскрипт оценок адаптирован под стандартизированный показатель.
Отсутствие групп
Российский студент с 7 лет приучен обучаться в гетерогенном, но все же стабильном коллективе из 25-30 человек. Попадая в немецкий университет, этот шаблон обучения быстро рушится. Курсы взаимопроникают друг в друга, студенты пересекаются, образуя университетскую “среду”.
Среда
На кампусе вы найдете большое количество иностранных студентов. В Мангеймский университет их обычного около 800 каждый семестр. Это среда межкультурного общения, где каждый может свободно делиться мнениями. Преподаватели поощряют диалог и активно в него вступают, но не с позиции “знающего”, а с позиции равного собеседника. Наверное, именно поэтому рождается множество стартапов и проектов, которые потом становятся большими компаниями. Это также носит эффект синергии, когда коллективные проекты и общение рождают естественную мотивацию учиться и создавать что-то новое.
Отсутствие языкового барьера
Планируя свою жизнь в университете, я думал, что попаду в “языковые анклавы” и мое общение будет ограничено доступом к языку. Однако уже через пару недель я общался со многими немцами, которые ВСЕГДА переходили на английский язык, если понимали, что их собеседник в компании не понимает предмета разговора. Единственное языковое комьюнити с высоким барьером входа было испанское. Студентов из Испании очень много и они охотно сбивались в группы для совместной учебы и досуга. Иностранец в их компании либо экспат из бывшей колонии, либо “заморская диковина” (как, например, американцы). Наверное, испанский язык до сих пор является центрирующей силой, отсылающей к имперскому прошлому и национальной гордости. По понятным причинам, следующим из 20 века, немцы намного спокойнее относятся к своему языку. Воспетые немецкими романтиками, а затем немецкой философией (Гуссерлем и Хайдеггером) догмы укорененности культуры в язык воспринимаются скорее как пройденные уроки прошлого и являются предметом осторожной рефлексии.
Внеучебная активность
Общение студентов не ограничивается университетскими стенами. Каждую неделю можно посетить большое количество мероприятий, организованных разными акторами. Администрация университета не только согласует и финансирует студенческие инициативы, но и активно кооптирует молодых людей для вступления в научные сообщества, участия в конференциях и открытых лекциях. Студенческие сообщества и организации проводят собственные мероприятия: спорт, экоактивизм, политическая активность. Мой выбор пал на студенческую организацию вина. Ребята организовывают wine hike (распитие вина при подъеме на возвышенности) и дегустации, но также совмещают эти практики с политическим кружком левой ориентации. Говоря по чести, я участвовал только в первого рода мероприятиях).
Посещение занятий/учебный процесс
Мне достаточно тяжело отвечать за всю систему высшего образования в Германии, но по крайне мере, в моем университете посещение не было обязательным делом. Принципы свободного университета выстраиваются “от” студента. Свободный выбор курсов и элективов, открытые аудиторные комнаты для обучения вне расписания. Даже если ты не записан на определенный курс, но он тебе интересен, есть возможность его посещать, предупредив профессора. В таком случае экзамен сдавать не придется, но и дополнительных кредитов за прохождения курсы ты не получишь.
Экзамены
Экзамены это основа верификации полученных знаний. Я бы сказал, что подготовка и сдача это все равно, что учиться в МГУ и ВШЭ одновременно. С одной стороны, сложный экзамен, к которому все готовятся не менее 3 недель, а с другой свободное посещение в течении семестра и индивидуальный учебный план студента. Однако одно отличие просматривается наиболее явным и наглядным образом. Отсутствие возможности списывать или обманывать систему. Никто не будет ни участником, ни пособником, ни молчаливым свидетелем жульничества во время экзамена. Конечно, исключения есть, особенно в период онлайн обучения, однако о списывании принято молчать или говорить с опущенной головой. Самосознание и дисциплина удивляют, 80% студентов по моим ощущениям даже не задумываются о возможности жульничества и считают это зазорным. Это все равно, что не брать чужую вещь, если уважаешь собственность другого.
Обезличенность и прозрачность системы
Многие вещи, включая образование, в России строятся на личных связях и знакомствах. В таком подходе есть свою плюсы и минусы. Я встречался с ситуациями, когда личные связи помогали устранить несправедливость системы к определенному человеку и пойти на уступки от правил. Однако, такая система связана с коррупционными рисками и кумовством, знакомым практически всем россиянам. В западной академии система максимально обезличена и достаточно неохотно идет на всякого рода отхода от принятого порядка. С одной стороны, это борьба с привилегиями и выстраивание демократического подхода в образовании. С другой, никакой западных профессор или учитель не будет “вытаскивать на себе” неудачного троечника, верить в его способности и вкладываться душой и разумом. Академия в Европе довольно механистический процесс, лишенный сострадания и эмпатии.
Надеюсь, вам было интересно почитать об основных отличиях в образовательном студенческом процессе в Германии и России. Можете подписаться на мой канал, там ежедневно выходят новые программы по получению грантов, стипендий, волонтерства и стажировки. Кстати, недавно устроили прямой эфир со студенткой Panthéon Sorbonne