Найти в Дзене
ЭврикаХаб

Как легко делить в столбик трёхзначные числа

Эта статья автора в помощь тем родителям, бабушкам и дедушкам, которые затрудняются с объяснением детям — как делить числа в столбик. Кстати, могу вам точно сказать, что делить в столбик некоторые школьники не умеют до 9 класса (редактор канала Чудневцева Ирина). Деление трёхзначных чисел проходят в третьем классе, и это одна из самых сложных для понимания тем. Ранее я уже рассказывала, что считать большие числа удобно в столбик. В делении в столбик важно назубок знать таблицу умножения или хотя бы иметь её перед глазами. Стратегия такая: мы будем подбирать к частям нашего большого числа максимально близкие значения из таблицы умножения, иначе не получится. Так что таблица Пифагора — это основа основ, она пригодится на всю жизнь, лучше выучить. Что ж, поехали. Проще объяснить на примерах. Пример 1: 963 разделим на 3 Если мы делим на 3, то будем вспомнить таблицу на 3. По очереди будем подбирать максимально близкие значения из таблицы умножения на 3. Итак, записываем наш пример. Перва
Оглавление
Эта статья автора в помощь тем родителям, бабушкам и дедушкам, которые затрудняются с объяснением детям — как делить числа в столбик. Кстати, могу вам точно сказать, что делить в столбик некоторые школьники не умеют до 9 класса (редактор канала Чудневцева Ирина).

Деление трёхзначных чисел проходят в третьем классе, и это одна из самых сложных для понимания тем. Ранее я уже рассказывала, что считать большие числа удобно в столбик.

В делении в столбик важно назубок знать таблицу умножения или хотя бы иметь её перед глазами. Стратегия такая: мы будем подбирать к частям нашего большого числа максимально близкие значения из таблицы умножения, иначе не получится. Так что таблица Пифагора — это основа основ, она пригодится на всю жизнь, лучше выучить.

Что ж, поехали. Проще объяснить на примерах.

Пример 1: 963 разделим на 3

Если мы делим на 3, то будем вспомнить таблицу на 3.

По очереди будем подбирать максимально близкие значения из таблицы умножения на 3. Итак, записываем наш пример. Первая цифра в числе 963 — это 9 (сотен). Есть в таблице умножения на 3 такой ответ? Есть: 3 × 3=9. Значит, в месте ответа пишем первую тройку.

Фото автора
Фото автора

А раз мы получили ровно 9, то под девяткой в нашем числе 963 тоже пишем 9: 9 – 9 = 0.

Едем дальше. Следующая цифра в 963 — это 6. Тоже вспоминаем таблицу на 3. Что там? 3 × 2 = 6. Надо же, опять точный ответ (а могут и не совпадать, см. пример 2)! Раз мы умножали на 2, чтобы получить 6, то в поле ответа к тройке приписываем двойку. Из 6 (десятков) нашего числа 963 вычитаем 6 и получаем ноль. 6 – 6 = 0.

Наконец, последняя цифра в 963 — это три (единицы). Это уж точно есть в таблице на 3: 3 × 1 = 3. Значит, в поле ответа вписываем 1, а в примере пишем: 3 – 3 = 0.

Ответ: 321: 3 сотни, 2 десятка и 1 единица. Ответ обычно проверяют умножением в столбик. Можете посмотреть в прошлой статье.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Пример 2, сложнее: 984 разделим на 4

Раз делим на 4, то вспоминать будем таблицу умножения на 4.

Итак, записываем наш пример в столбик и начинаем опять с сотен. Первая цифра 9. Какое там ближайшее число к 9 в таблице умножения на 4?

Есть 4 × 2 = 8 и 4 × 3 = 12. Нам нужно выбрать число, которое меньше, чем искомое, если точных совпадений нет. Ведь нам надо будет вычитать число из таблицы из нашего числа. Значит, выбираем 8: 4×2=8, поэтому в поле ответа первой цифрой станет 2. А под девяткой мы пишем: 9 – 8=1.

Фото автора
Фото автора

И что же нам делать с этой единицей? Ведь она меньше, чем делитель, 4? Мы к ней приписываем следующую по очереди цифру: это 8 (десятки числа 984). Мы «спускаем» восьмёрку вниз, пишем рядом с единицей и получаем 18. Теперь уже работаем с этим числом. Итак, ближайшее к нему из таблицы на 4 – это 16: 4×4=16. В графу ответа дописываем 4, а под 18 пишем: 18 – 16=2.

Двойка опять меньше 4. Снова спускаем вниз следующую цифру. Это последняя цифра нашего исходного числа 984, четвёрка. Получается 24. Что там в таблице на 4? Есть точное совпадение: 4 × 6=24. Умножали на 6, значит в поле ответа дописываем шестерку.

Пишем 24 – 24=0. Все, все цифры обработали. Получился ответ: 246.

У третьеклассников после всех вычитаний в конце столбика всегда должен получиться ноль. Остатки и дроби они пока не изучают.

Попробуйте на своих примерах, у вас непременно всё получится! Если есть сложности, пишите в комментариях.

Автор: Мария Сибирская, независимый автор медиагруппы "Хакнем".

Читайте наш канал в телеграм по этой ссылке

-5

Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем Школа»? Напишите нам на почту: story@haknem.com