Эта статья автора в помощь тем родителям, бабушкам и дедушкам, которые затрудняются с объяснением детям — как делить числа в столбик. Кстати, могу вам точно сказать, что делить в столбик некоторые школьники не умеют до 9 класса (редактор канала Чудневцева Ирина).
Деление трёхзначных чисел проходят в третьем классе, и это одна из самых сложных для понимания тем. Ранее я уже рассказывала, что считать большие числа удобно в столбик.
В делении в столбик важно назубок знать таблицу умножения или хотя бы иметь её перед глазами. Стратегия такая: мы будем подбирать к частям нашего большого числа максимально близкие значения из таблицы умножения, иначе не получится. Так что таблица Пифагора — это основа основ, она пригодится на всю жизнь, лучше выучить.
Что ж, поехали. Проще объяснить на примерах.
Пример 1: 963 разделим на 3
Если мы делим на 3, то будем вспомнить таблицу на 3.
По очереди будем подбирать максимально близкие значения из таблицы умножения на 3. Итак, записываем наш пример. Первая цифра в числе 963 — это 9 (сотен). Есть в таблице умножения на 3 такой ответ? Есть: 3 × 3=9. Значит, в месте ответа пишем первую тройку.
А раз мы получили ровно 9, то под девяткой в нашем числе 963 тоже пишем 9: 9 – 9 = 0.
Едем дальше. Следующая цифра в 963 — это 6. Тоже вспоминаем таблицу на 3. Что там? 3 × 2 = 6. Надо же, опять точный ответ (а могут и не совпадать, см. пример 2)! Раз мы умножали на 2, чтобы получить 6, то в поле ответа к тройке приписываем двойку. Из 6 (десятков) нашего числа 963 вычитаем 6 и получаем ноль. 6 – 6 = 0.
Наконец, последняя цифра в 963 — это три (единицы). Это уж точно есть в таблице на 3: 3 × 1 = 3. Значит, в поле ответа вписываем 1, а в примере пишем: 3 – 3 = 0.
Ответ: 321: 3 сотни, 2 десятка и 1 единица. Ответ обычно проверяют умножением в столбик. Можете посмотреть в прошлой статье.
Пример 2, сложнее: 984 разделим на 4
Раз делим на 4, то вспоминать будем таблицу умножения на 4.
Итак, записываем наш пример в столбик и начинаем опять с сотен. Первая цифра 9. Какое там ближайшее число к 9 в таблице умножения на 4?
Есть 4 × 2 = 8 и 4 × 3 = 12. Нам нужно выбрать число, которое меньше, чем искомое, если точных совпадений нет. Ведь нам надо будет вычитать число из таблицы из нашего числа. Значит, выбираем 8: 4×2=8, поэтому в поле ответа первой цифрой станет 2. А под девяткой мы пишем: 9 – 8=1.
И что же нам делать с этой единицей? Ведь она меньше, чем делитель, 4? Мы к ней приписываем следующую по очереди цифру: это 8 (десятки числа 984). Мы «спускаем» восьмёрку вниз, пишем рядом с единицей и получаем 18. Теперь уже работаем с этим числом. Итак, ближайшее к нему из таблицы на 4 – это 16: 4×4=16. В графу ответа дописываем 4, а под 18 пишем: 18 – 16=2.
Двойка опять меньше 4. Снова спускаем вниз следующую цифру. Это последняя цифра нашего исходного числа 984, четвёрка. Получается 24. Что там в таблице на 4? Есть точное совпадение: 4 × 6=24. Умножали на 6, значит в поле ответа дописываем шестерку.
Пишем 24 – 24=0. Все, все цифры обработали. Получился ответ: 246.
У третьеклассников после всех вычитаний в конце столбика всегда должен получиться ноль. Остатки и дроби они пока не изучают.
Попробуйте на своих примерах, у вас непременно всё получится! Если есть сложности, пишите в комментариях.
Автор: Мария Сибирская, независимый автор медиагруппы "Хакнем".
Читайте наш канал в телеграм — по этой ссылке