Найти тему
Катехизис и Катарсис

Для нас символ битвы за Сталинград - дом Павлова, а для немцев?

Есть такая проблема у нас, что многие битвы в массовом сознании сводятся до 1-2 ключевых моментов, так битва за Москву сводится к параду 7 ноября и панфиловцам, Курская дуга к Прохоровке, Берлин к водружению знамени на Рейхстаге. То же самое случилось и со Сталинградом, где с лёгкой руки военных корреспондентов символом на все времена стал дом Павлова. Но, за этими символами часто скрываются не менее важные и эпичные истории. Да что уж там, вся битва за Сталинград полна такими моментами, что прямо просятся в кинематограф, но… Тем удивительнее, наверное, узнать, что для немцев символом Сталинградской мясорубки стал бой, прошедший для советской стороны лишь одним из незначительных эпизодов первого штурма города – сражение за элеватор. О боях за это здание знала вся Германия из выпусков фронтового киножурнала, его фотографии делали солдаты и корреспонденты, а в октябре оно попало на нарукавную нашивку за так и не случившееся взятие города. Что же такого там было?

Там было превозмогание.

Экспозиция.15 сентября немцы в ходе наступления сумели прорвать оборону в южной части Сталинграда и взять железнодорожный вокзал Сталинград-II. Теперь от реки их отделяла лишь железнодорожная насыпь за которой была только жилая застройка над которой доминировала 6-этажная громада элеватора. Советская оборона на этом участке почти что не существовала – пока танки сгорали, не давая немцам, перебраться за ж/д насыпь, пехота отступала под ударами врага и пыталась спешно занять новые позиции. Чёткой линии фронта не было, а потому противник с успехом применял просачивание сквозь дыры в обороне. Так небольшой немецкий отряд сумел занять элеватор, находившийся в тот момент в тылу советских позиций, откуда мог корректировать огонь артиллерии. Не желая давать немцам закрепиться в всё ещё своём тылу, советское командование бросило отряд 10 ОСБр отбить элеватор. Сражение за здание заняло всю ночь на 17 сентября, но в итоге в здании закрепился отряд численностью до 30 человек, позже усиленный до полутора сотен бойцов. К этому времени немцы сумели выбить последние советские танки и оседлать железнодорожную насыпь. 24 танковая дивизия из 48 танкового корпуса генерала Кемпфа теперь могла вести наступление к берегу Волги, чтобы рассечь советскую оборону, но, всё портил элеватор. Не взяв его наступающие немцы подставляли свои фланги под возможные контратаки. Вот только взять элеватор вновь оказалось очень сложно.

Кризис. Во-первых обороняющиеся располагали несколькими пулемётами и противотанковыми ружьями, большим количеством патронов и гранат. Во-вторых само здание кроме того, что представляло хорошую защиту, так и окружающие постройки тоже превратили в узлы обороны. Первая попытка штурма элеватора только силами пехоты в ночь на 18 сентября закончилась болезненным провалом. Поняв, что с наскоку здание не взять, немцы обратились к тому, к чему обращались в любой непонятной ситуации – 8,8 (88мм зенитке). Но, была пара проблем у этого плана. Во-первых большая часть здания элеватора это само зернохранилище, которое с радостью глотало чемоданы калибра 88мм, но оборона от этого не страдала. Во-вторых бронебойные снаряды «ахт-ахта» столь грозные для советских КВ, с которыми они боролись все предыдущие дни, выбивали аккуратные сквозные дыры в стенах и улетали вникуда, так и не разорвавшись (тут неясно были ли в боезапасе ОФ снаряды, но даже если и были, видимо они тоже не были эффективны). Эффект от произведённых 50 выстрелов (из которых 6 ещё и ушли в молоко) был гораздо меньше чем рассчитывали немцы. Новая попытка штурма закончилась очередным провалом – гансов опять придавили пулемётным огнём и закидали гранатами.

Недоуменно почесав затылок и сказав пару ласковых парням Геринга, генерал Кемпф приказал вести обстрел здания 105-мм гаубицами. И вот они творили ад. Фугасные снаряды обрушали целые куски стены, влетали в окна и взрывались внутри, сея смерть среди защитников. Казалось, что оборона висит на волоске и вот вот рухнет, но, немцы не только не устроили штурм, но и вынуждены были снять окружение здания: в это время в тыл и фланг осаждающим атаковала 92 ОСБр, составленная из морпехов. Их прорыв смёл ураганный огонь немецкой артиллерии, в том числе недавно расстреливавшей элеватор. Часть морпехов сумели сбить немецкое боевое охранение и соединиться с засевшими в обороне красноармейцами, усилив их дополнительными пулемётами, двумя ПТР и, что самое главное, рацией, с помощью которой можно было вызывать хоть и ограниченную, но артиллерийскую поддержку с другого берега Волги. Но после порыва морпехов, больше ничто не мешало вновь взять здание в осаду. Весь день 19 сентября немцы обстреливали здание из 105мм орудий, после чего проводили попытки штурма, но всё без толку. Потери растут, а русские как будто и не испытывают никаких проблем. 20 числа, посмотрев на список потерь генерал Кемпф послал парламентёров на броневике, но эти «verr Russian» вместо того чтобы договориться сначала облутали их, облегчив карманы от главной ценности на войне – сигарет, после чего послали с их предложением на 3 всем знакомые буквы, при этом повредив броневик, так что возвращаться немцам пришлось пешком.

Кульминация. И опять по новой. Артобстрел – штурм. Артобстрел – штурм. Только из-за безблагодатности штурма в бой теперь бросали румынов – их не жалко. Эффект был одинаковый. Но осаждённые были уже на грани – патронов мало, гранат нет, пулемёты клинит, так как воды нет, много раненых, а медикаментов не хватает. Чувствовалось, что наступает перелом. Генерал Кемпф тоже чувствовал грядущий перелом, но его собственной жопы – темпы наступления сорваны, какая-то сотня русских в полуразрушенном элеваторе сдерживает целую танковую дивизию и потери, потери и потери, которые даже не хотят уменьшаться. 21 сентября начинается решительный штурм – при поддержке танков, немецкие сапёры огнемётами и гранатами пробивают себе путь внутрь здания, весь день идут бои, этаж за этажом, накоротке, где усталые и побитые русские раз за разом отбрасывают немцев и отступают всё выше. Ночью было понятно, что следующий день станет последним для обороняющихся – надо прорываться. И тут начинается эпик.

Развязка. Морпехи ножами в полной тишине снимают боевое охранение немцев и начинают спускаться. Неверный свет звёзд и немногих свечей выхватывает из темноты силуэты, сделать всё тихо не удаётся и немцы начинают просыпаться, не понимающие, что происходит, но готовые драться с таким же остервенением. В бой идёт всё – ножи, сапёрные лопатки, ножки стульев, битый кирпич... Непонятно где свой – где чужой, вспышки выстрелов выхватывают на мгновение врагов, свалка, а не бой. Оборона немцев внутри здания рассыпается. Охранение снаружи вообще не понимает, что происходит, звуки боя и вспышки всё ниже и ниже и вот из элеватора вылетают с жутким «Полундра» и «Ура» из осипших глоток полсотни оборванных бойцов. Они сминают немцев, разбивают миномётную батарею и обращают в бегство пулемётчиков. Никто из фрицев не понимает что происходит, полный хаос. Морпехи и пехотинцы, вырвавшись, разделяются: первые идут к берегу реки, к родной стязе – хотят переплыть Волгу. До левого берега доберутся всего лишь четверо. Другая группа из 15 человек захватит пушку, с боями прорвётся через немецкие позиции и в ту же ночь выйдет к своим, держащим оборону севернее элеватора.

Камера поднимается из-за зданий и показывает здание элеватора на фоне рассвета. Над ним поднимается столб дыма, а из самого элеватора выходят ошеломлённые немцы, вокруг выжженная земля, трупы немцев и русских. Потом она вновь опускается на уровень земли, где лежит труп немецкого солдата на фоне элеватора. Кадр выцветает и вместо реального элеватора мы видим ту самую нашивку в её первом варианте, где под зданием элеватора лежит немецкий боец в терновом венке. Титры.

P.S. Предпоследний абзац (с боем и прорывом) является моей художественной интерпретацией, так как события того ночного боя в точности неизвестны, кроме финала самой истории. Я написал об этих событиях, так как реально недоумеваю почему этот эпичный эпизод не был вообще никак экранизирован.

P.P.S. Очень наглядно и подробно это и многие другие аспекты битвы за Сталинград раскрыты вот здесь:
https://warspot.ru/3511-neizvestnyy-stalingrad-elevator

Автор - Владимир Герасименко, подписывайтесь на него в VK (Архив Кота Легата)

#герасименкокат