В Лев. 23 внимание Господа переходит от законов, главным образом относившихся к израильским священникам, к вопросам, в равной мере касающимся как священников, так и простых израильтян. Бог даёт Моисею указания относительно религиозных праздников и святых дней, которые должен соблюдать Его народ, — событий, которые Бог назвал Своими «праздниками» (в Российском Библейском Обществе это «дни, назначенные Господом»). Эти указания были даны Моисею, чтобы он передал их народу (23:1, 2). Глава завершается сообщением, что Моисей сделал всё так, как велел Бог: он «объявил… сынам Израилевым о праздниках Господних» (23:44).
Зачем «сынам Израилевым» — простым израильтянам, а не только священникам — нужно было знать об израильских праздниках, посвящённых Господу? Чтобы они участвовали в них! В эти дни полагалось совершать особые жертвоприношения, и священникам нужно было обязательно знать, какие приношения требовались для каждого праздника. Однако в праздниках были задействованы не одни только священники. Каждому израильтянину, например, положено было в день субботний оставаться в покое, во время праздника кущей жить во временном жилище, а в день очищения смирять себя. Поэтому информацию в этой главе нужно было довести до сведения всего Божьего народа.
После вступления даются указания относительно семи Господних «праздников» — субботы, Пасхи, праздника опресноков, праздника первых плодов (или жатвы, или седмиц), праздника труб, дня очищения и праздника кущей.
После упоминания субботы (23:3) события обсуждаются в хронологическом порядке. Описываются три праздника, приходящиеся на первую половину года (23:4–22), а затем три «назначенных дня», приходящиеся на вторую половину года (все в седьмой месяц) (23:23–43). Божье заявление «Я Господь» в 23:22 и повторение вступительных слов «И сказал Господь Моисею» в 23:23 делят главу на две части: в первой части обсуждаются весенние праздники, а во второй — осенние.
Происхождение праздников, описанных в главе 23
Некоторые задаются вопросом, как возникли праздники, описание которых приводится в этой главе. Согласно одной теории, они возникли как сельскохозяйственные праздники и лишь позже были привязаны к историческим событиям, с которыми ассоциируются. Возможно, что израильтяне отмечали некоторые особые дни ещё до выхода из Египта, но тот, кто верит Библии, должен принять, что эти праздники берут своё начало от Божьих повелений у горы Синай и что большинство из них с самого начала было связано с историческими событиями. Однако ясно, что Господь также хотел, чтобы они служили поводом для благодарения, когда израильтяне собирали свой урожай.
Таким образом, праздники в основном служили двум целям. Во-первых, они напоминали Израилю, что Бог создал их физически и продолжал обеспечивать их хорошим урожаем. Во-вторых, израильтяне должны были помнить, как Он создал их духовно, когда вывел из Египта. Это духовное избавление сделало их Божьим народом. Эти праздники прославляли их физическое благополучие и духовное спасение, за что они были в долгу у своего милостивого Господа.
Вступление
«И сказал Господь Моисею, говоря: “Объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои”» (Лев. 23:1, 2).
Стихи 1, 2. Глава начинается со вступления, в котором автором нижеследующих законов назван Бог. Все остальные стихи этой главы содержат указания о праздниках Господних — особых днях, которые Бог назначил святыми днями, чтобы Его народ соблюдал их. Буквальный перевод слова «праздники» — тот, что даёт Российское Библейское Общество: «назначенные дни» — от еврейского слова моэд, которое может означать «назначенное время, место или собрание» (Браун и др.). В Международном Библейском Обществе, как и в Синодальной Библии и Современном Переводе, это слово переведено просто «праздники», а в Восстановительном Переводе — «назначенные праздники».
Джон Хартли говорит, что это слово означает «время, имеющее особую значимость» и что оно использовано в выражении «шатёр (скиния) собрания». Он отмечает, что «Господни» («Господа») может означать либо «праздники для Яхве» (праздники прославления Яхве за всё, что Он сделал), либо «праздники, установленные Яхве» (соблюдаемые потому, что так повелел Яхве), и делает вывод, что «этой фразой передаются… оба значения».
В эти «праздники» полагалось созывать священные собрания Божьего народа. Выражение «священное собрание», употреблённое в 23:2, в остальной части главы встречается ещё десять раз (23:3, 4, 7, 8, 21, 24, 27, 35, 36, 37). Уенхэм так переводит 23:2: «Объяви израильтянам и скажи им: “Когда вы будете созывать назначенные Господом собрания, это будут святые соборы; это Мои собрания”». Данные здесь распоряжения относятся к событиям, когда всё общество израильское созывалось для поклонения Господу.
Семь праздников, о которых идёт речь в этой главе, имели три общие черты. (1) Все они предусматривали «священные собрания» Божьего народа для поклонения. (2) Все они требовали жертвоприношений перед святилищем (23:8, 16–20, 25, 27, 36, 37). (Список приношений на разные праздники см. в Чис. 28; 29). В стихе 37 говорится: «Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение». (3) Все они устанавливали, как минимум, один день покоя, когда израильтянам нельзя было делать никакой работы (23:3, 7, 8, 21, 25, 28, 30, 31, 32, 35, 36, 39).