Привет, друзья! Иркутск — это Родина выдающихся конструкторов вертолетной техники. И если имена Миля и Камова у всех на слуху, то Игорь Эрлих – лауреат Ленинской и Государственной премий, почетный авиастроитель СССР – не так широко известен.
Между тем, его вклад в создание винтокрылых машин не менее значителен.
Эрлих родился в Иркутске. После окончания школы вместе с семьей переехал в Москву, где закончил самолетостроительный факультет в МАИ.
Свою профессиональную карьеру он начал в конструкторском бюро Яковлева, где был привлечен к созданию вертолетов продольной схемы Як-24. На протяжении всей своей жизни Эрлих был горячим сторонником этой схемы.
В 1952 году он был командирован в Ленинград на завод №272. Здесь Эрлих организовал опытное производство Як-24. Спустя 3 года эти машины были запущены в серию. Всего в СССР было выпущено 40 Як-24. На них установили 2 мировых рекорда.
В 1955 году Эрлиха назначили руководителем и главным конструктором филиала ОКБ-115 на Заводе № 272. Под его руководством были созданы многочисленные модификации Як-24.
Также им были разработаны системы внешней подвески грузов к вертолетам. В результате в нашей впервые в мире были проведены вертолетные строительно-монтажные работы.
В частности, Як-24 использовали при прокладке газопровода Серпухов – Ленинград (1957 г.), смене перекрытий Царскосельского Екатерининского дворца (1959 г.) и в других значимых инфраструктурных проектах.
В начале 1960-х Эрлих по предложению также Королева работал над проектом использования авторотирующего винта для посадки космических аппаратов на Землю.
А с 1960-го по 1970-й годы Эрлих трудился в качестве заместителя Николая Камова на Ухтомском вертолетном заводе.
Здесь он руководил всеми работами по созданию вертолетов Ка-25 и их модификаций. Всего их было выпущено 460 таких машин.
Также в этот период при активном участии Эрлиха создавались первые советские авианесущие крейсеры «Москва», «Ленинград», «Грозный» и другие.
В конце 1960-х годов Эрлих с единомышленниками разрабатывал проект боевого вертолета К-50. А во второй половине 1970-х работал над созданием Ка-27.
До сегодняшнего дня этот вертолет составляет основу отечественной морской авиации.
Также на его базе были созданы транспортно-боевой вертолет для морской пехоты Ка-29 и гражданский многоцелевой вертолет Ка-32.
В 1982 году Эрлиху вместе с коллегами Сергеем Михеевым и Марком Купфером за создание Ка-27 был удостоен Ленинской премии.
В 1986 году был принят на вооружение первый в мире вертолетный комплекс дистанционного обнаружения ядерного оружия морского базирования, также созданный под руководством Эрлиха.
В этом же году он возглавил вертолетные работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Эрлих участвовал в 48 полетах над разрушенным реактором. За это время он получил дозу облучения в 31 рентген.
В 1987 году Игорь Александрович был награжден Государственной премией СССР.
Скончался он 4 июня 1988 года в Москве.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.