Найти тему
ПАНТОГРАФ

Исторические снимки трамваев Грозного

По просьбе одного из читателей в комментарии, представляю Вашему вниманию немного фотографий трамваев в городе Грозном. История пошла по такому пути, что трамвай в городе, увы, стал достоянием истории. Трамвай работал с 1932 по 1994 год. Движение окончательно прекратилось в ноябре 1994 года. Какие события были в городе в середине 90-х, полагаю, знают все, напоминать тут не буду, так как материал не об этом. В начале 2000-х было прошла идея вернуть трамвай на городские улицы, но она так и не была реализована, также не вернулся на городские улицы и троллейбус. Грозный был "КТМ-овским" городом, парк полностью составлял из новых на тот момент трамваев 71-605. Хотя эпизодом в истории городского трамвая был период эксплуатации чешских "Татр" Т-3. Трамваи данной серии поступили в начале 80-х годов, однако уже в середине 80-х они были выведены из эксплуатации. Большинство трамваев в 1985-1986 годах были переданы в Краснодар, десять вагонов ушли в Волжский, а один был списан в 1987 году в самом Грозном. Перед закрытием в городе действовало 6 маршрутов, было два депо, к которым было приписано 107 пассажирских трамваев.

Предлагаю перейти к фотографиям.

Новые Алды (возле центрального автовокзала), 1980 год, вагон 71-605 (КТМ-5М3) номер 60 поступил до 1975 года, работал на маршрутах номер 1,3,6, фото Ааре Оландер
Новые Алды (возле центрального автовокзала), 1980 год, вагон 71-605 (КТМ-5М3) номер 60 поступил до 1975 года, работал на маршрутах номер 1,3,6, фото Ааре Оландер
Новые Алды, 1980 год, СМЕ 180-155,  вагоны тоже поступили до 1975 года. Трамваи с номерами от 125 были приписаны к депо номер 2, которое находилось возле кирпичного завода в Заводском районе. Несколько позже эти вагоны передали в первое депо и перенумеровали. фото Ааре Оландер
Новые Алды, 1980 год, СМЕ 180-155, вагоны тоже поступили до 1975 года. Трамваи с номерами от 125 были приписаны к депо номер 2, которое находилось возле кирпичного завода в Заводском районе. Несколько позже эти вагоны передали в первое депо и перенумеровали. фото Ааре Оландер
Вагон 71-605 номер 8 вагон поступил в 1975 году и  был одним из первых работавших на 5 маршруте трамваев из серии КТМ-5М3, источник фото zarema1010.livejournal.com, исходное фото pastvu.com
Вагон 71-605 номер 8 вагон поступил в 1975 году и был одним из первых работавших на 5 маршруте трамваев из серии КТМ-5М3, источник фото zarema1010.livejournal.com, исходное фото pastvu.com
Татра и КТМ, 1985 год, вероятнее всего это поворот на улицу первомайскую. 71-605 - это трамвай маршрута 2. который  идет в сторону консервного завода, Татра однозначно маршрута номер 6, так как по двойке Татры не ходили. фото Генрих Шулик
Татра и КТМ, 1985 год, вероятнее всего это поворот на улицу первомайскую. 71-605 - это трамвай маршрута 2. который идет в сторону консервного завода, Татра однозначно маршрута номер 6, так как по двойке Татры не ходили. фото Генрих Шулик
1984 год, система из "Татр" с номерами 1852-1853, работали в том числе по 5 маршруту, фото https://pastvu.com/p/981539
1984 год, система из "Татр" с номерами 1852-1853, работали в том числе по 5 маршруту, фото https://pastvu.com/p/981539
Вагон 71-605, Цимлянская улица, 1979 год. 71-605 под номером 41 поступил в 1975 году, ходил головным в  СМЕ с номером 42, пока в нем не произошел пожар. Затем работал один. вагон 42 восстановили со временем, заменив кузов на КТМ-5М ранних выпусков (дверь в кабину водителя была не справа по ходу а в середине), фото Ааре Оландер
Вагон 71-605, Цимлянская улица, 1979 год. 71-605 под номером 41 поступил в 1975 году, ходил головным в СМЕ с номером 42, пока в нем не произошел пожар. Затем работал один. вагон 42 восстановили со временем, заменив кузов на КТМ-5М ранних выпусков (дверь в кабину водителя была не справа по ходу а в середине), фото Ааре Оландер
Челнок из вагонов 71-605, такие в ряде городов работали на временных маршрутах при закрытии на ремонт каких-либо участков, 1980 год. В Грозном их называли тяни-толкай. Данная система работала на маршруте трамвайный парк-улица Партизанская во время замены путей на участке улицы Шерипова от Партизанской до главпочты. Там же работали в сцепке трамваи с номерами 79 и 82, затем они работали в обычной СМЕ в том же порядке на номерных маршрутах, в основном на 3 . Кстати вагон под номером 10 также поступил в 1975 году, с каким вагоном он был в сцепе информации нет. Трамваи  79 и 82 уже 1979 и 1980 годов выпуска, фото https://transphoto.org/photo/134590/?lang=uk, автор Генрих Шулик
Челнок из вагонов 71-605, такие в ряде городов работали на временных маршрутах при закрытии на ремонт каких-либо участков, 1980 год. В Грозном их называли тяни-толкай. Данная система работала на маршруте трамвайный парк-улица Партизанская во время замены путей на участке улицы Шерипова от Партизанской до главпочты. Там же работали в сцепке трамваи с номерами 79 и 82, затем они работали в обычной СМЕ в том же порядке на номерных маршрутах, в основном на 3 . Кстати вагон под номером 10 также поступил в 1975 году, с каким вагоном он был в сцепе информации нет. Трамваи 79 и 82 уже 1979 и 1980 годов выпуска, фото https://transphoto.org/photo/134590/?lang=uk, автор Генрих Шулик
КТМ-2/КТП-2,  участок пути от театра имени Лермонтова до главпочты, 1959 год
КТМ-2/КТП-2, участок пути от театра имени Лермонтова до главпочты, 1959 год
Тройник из вагонов Т-3, головной вагон имел номер 1910, остальные 1911 и 1912, система работала на маршруте номер 6, 80-е годы, источник checheninfo.ru
Тройник из вагонов Т-3, головной вагон имел номер 1910, остальные 1911 и 1912, система работала на маршруте номер 6, 80-е годы, источник checheninfo.ru
КТМ-2/КТП-2, в то время улица Ленина,  разъезд на трамвайный парк и на Минутку. Трамвай идет прямо, значит следует на Минутку, головной вагон номер 103, прицеп номер 304, вагоны с бортовыми номерами, начиная с 86, ходили в основном по маршруту 5, рубеж 50/60-х годов
КТМ-2/КТП-2, в то время улица Ленина, разъезд на трамвайный парк и на Минутку. Трамвай идет прямо, значит следует на Минутку, головной вагон номер 103, прицеп номер 304, вагоны с бортовыми номерами, начиная с 86, ходили в основном по маршруту 5, рубеж 50/60-х годов
Вагон 71-605 номер 2 на участке улицы Шерипова между главпочной и филармонией (бывшее здание театра имени Лермонтова), слева на фото дворец пионеров. Трамвай номер 2 большую часть своей работы ходил по маршруту номер 5, кстати если на фото присмотреться, то там виден номер маршрута 5. Кроме того, трамвай данный вагон поступил в Грозный в 1975 году и вторым появился на маршруте номер 5, 70-80-е годы
Вагон 71-605 номер 2 на участке улицы Шерипова между главпочной и филармонией (бывшее здание театра имени Лермонтова), слева на фото дворец пионеров. Трамвай номер 2 большую часть своей работы ходил по маршруту номер 5, кстати если на фото присмотреться, то там виден номер маршрута 5. Кроме того, трамвай данный вагон поступил в Грозный в 1975 году и вторым появился на маршруте номер 5, 70-80-е годы
Тут на фотографии все сказано. Каждый год в газете "Грозненский рабочий" появлялись подобные репортажи. Кстати были и новогодние трамваи, очень красиво оформленные
Тут на фотографии все сказано. Каждый год в газете "Грозненский рабочий" появлялись подобные репортажи. Кстати были и новогодние трамваи, очень красиво оформленные
Вагоны 71-605, СМЕ с головным номер 854, это уже после изменения системы нумерации. Судя по нумерации, это трамваи выпуска до 1975года. Все вагоны от 1975 года выпска получили четырехзначные номера, 1985 год, фото https://transphoto.org/photo/134587/?&lang=be, автор Генрих Шулик
Вагоны 71-605, СМЕ с головным номер 854, это уже после изменения системы нумерации. Судя по нумерации, это трамваи выпуска до 1975года. Все вагоны от 1975 года выпска получили четырехзначные номера, 1985 год, фото https://transphoto.org/photo/134587/?&lang=be, автор Генрих Шулик
КТП-2 в районе старого универмага, Вагон имеет номер 281, значит головной КТМ-2 имеет номер 80. Судя по фото, поезд стоит третьим на остановке центральный рынок. Номер маршрута скорее всего 2, судя по нумерации вагона
КТП-2 в районе старого универмага, Вагон имеет номер 281, значит головной КТМ-2 имеет номер 80. Судя по фото, поезд стоит третьим на остановке центральный рынок. Номер маршрута скорее всего 2, судя по нумерации вагона
1930-е годы
1930-е годы
Вагон Х с прицепными и поезд КТМ-1/КТП-1, поворот с улицы Партизанской на улицу Шерипова. Прямо по ходу поезда КТМ/КТП-1 трамвайный мост через реку Сунжа. В 70-е годы трамвай пустят прямо по улице Шерипова и этого поворота больше не будет
Вагон Х с прицепными и поезд КТМ-1/КТП-1, поворот с улицы Партизанской на улицу Шерипова. Прямо по ходу поезда КТМ/КТП-1 трамвайный мост через реку Сунжа. В 70-е годы трамвай пустят прямо по улице Шерипова и этого поворота больше не будет
Поезд КТМ-1/КТП-1  раннего маршрута 6. Тогда маршрут 6 поворачивал с  улицы Орджоникидзе (в более поздние времена стал проспектом),. слева по ходу трамвая должно быть здание горкома КПСС. Это фото еще интересно тем, что участок от вокзала до центрального рынка еще однопутный и возле рынка был разъезд. А вот на маршруте 5 от 30-го до 56-го участка однопутка с разъездом на Коммунальной оставалась до самого конца работы системы.
Поезд КТМ-1/КТП-1 раннего маршрута 6. Тогда маршрут 6 поворачивал с улицы Орджоникидзе (в более поздние времена стал проспектом),. слева по ходу трамвая должно быть здание горкома КПСС. Это фото еще интересно тем, что участок от вокзала до центрального рынка еще однопутный и возле рынка был разъезд. А вот на маршруте 5 от 30-го до 56-го участка однопутка с разъездом на Коммунальной оставалась до самого конца работы системы.

Спасибо за просмотр!

Канал "ПАНТОГРАФ".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Наша группа в Одноклассниках:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся

Другие материалы канала:

Немного снимков московских трамваев за 2009 год

Монорельс с кузовом от провального рижского трамвая

Архивные фото трамваев из ныне несуществующего трамвайного депо в Курске

-18

#грозный #трамвай #транспорт #городской транспорт #ретро фото #трамваи #общественный транспорт #подвижной состав #пассажирский транспорт #электротранспорт