В управлении проектами, особенно в гибких подходах (scrum, kanban), решения принимаются все чаще на основании группового обсуждения. Да и в классическом проектном управлении требуется грамотное проведение деловых совещаний и мозговых штурмов.
Фасилитация — это подход, облегчающий решение таких задач. Подробнее о том, что такое фасилитация, а также о методе интеллект-карт рассказывает Алексей Таченков — член Экспертного совета кафедры «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий, бизнес-тренер, фасилитатор, эксперт по проектному управлению.
Проектное управление к текущему моменту проживает достаточно серьезные метаморфозы и трансформации. Если раньше ключевыми навыками проектного менеджера являлись навыки делегирования, постановки задач, контроля и отслеживания результата, то сейчас к ним добавляются навыки фасилитации, коучинга и решения проблем, призванные максимизировать эффективность команды.
Если говорить совсем просто, то фасилитация — это такой способ управления, при котором решение принимает не только сам руководитель, но и коллектив, с которым он работает, — в частности, команда проекта.
Почему сейчас стали актуальны именно фасилитация и групповые методы принятия решений? Мир меняется, мир становится настолько сложным, что для принятия эффективных решений уже недостаточно усилий одного человека. Поэтому сейчас появляется все большее количество методов для выработки групповых решений — как более актуальных и важных, чем решения единоличные.
Если переводить слово «facilitate», то в принципе, можно объяснить, что это способ создавать условия для того, чтобы умные люди могли принимать решения и брать на себя ответственность. Если совсем просто, то фасилитация — это такой способ проведения мозговых штурмов и совещаний, что в принципе так или иначе делает любой руководитель.
Метод интеллект-карт
Одним из моих любимых методов группового принятия решений является метод интеллект-карт — также можно встретить названия «mindmap», «карты ума», «радиальные карты». Если разобраться, это ассоциативное мышление — мышление по образу и подобию, как работают наши нейроны. При этом, когда мы работаем с методом интеллект-карт, мы мыслим именно не последовательно и логично, а стараемся выстраивать последовательность мыслей ассоциативно.
Представьте себе мысль про лето. У кого-то лето ассоциируется с отпуском, у кого-то — с сессией, у кого-то — например, с отчетностью. Это так называемые первичные ассоциации.
От первичных ассоциаций возникают ассоциации второго уровня. В частности, если мы говорим про лето, это может быть море, отпуск, дача, огород. Если это отчетность, то, с одной стороны, это рутина, с другой стороны, это премия. Если это сессия, то, с одной стороны, это экзамены, а с другой стороны — это празднование этой самой сессии. Ровно так это и работает.
С точки зрения фасилитации, метод интеллект-карт работает следующим образом. Мы изначально формулируем самый главный вопрос, который будет для нас центральным. Например: какие проблемы у нас есть с точки зрения внедрения нашего продукта заказчику? Или, например: как мы планируем проводить следующий год с точки зрения развития организации? Далее возможны два варианта:
- Мы формируем категории, по которым будем свободно ассоциировать наши идеи. Например, если речь идет о проблемах, которые мешают внедрению нашего продукта, это может быть функционал продукта, непосредственно ситуации, которые есть у клиента, это может быть маркетинг. Это ассоциации первого уровня. Далее мы начинаем наполнять ассоциации первого уровня тем, что находится внутри них. Что конкретно в маркетинге мешает нам внедрять наш продукт? Что нам не хватает в функционале, для того чтобы наш продукт был внедрен? При этом важно, что все идеи накидывает весь коллектив в свободном формате, и это как раз позволяет нам посмотреть на картину в целом.
- Сначала мы накидываем идеи: какие проблемы нам мешает достигнуть результата? После чего мы их категоризируем, и у нас получаются те самые категории, но уже в контексте конкретных проблем: маркетинг, функционал, бюрократия у заказчика и т.д. Далее мы задаем второй вопрос: что может позволить нам решить эти проблемы? И свободное ассоциирование идет уже с точки зрения категоризированных проблем.
Что получается в итоге: что в первом, что во втором варианте мы получаем интеллект-карту, которая дает нам целостную картину по той проблематике, которая была сформулирована в нашем первичном вопросе. Когда у нас есть такая целостная картина, мы можем взглянуть на проблему комплексно и начинать уже принимать решения и планировать наши действия, исходя из тех идей, которые у нас появились. В этом плане интеллект-карты — это наилучший подход с точки зрения целостного взгляда на поставленную проблематику.