Найти в Дзене

Научный полк ТулГУ: фронтовыми дорогами. Часть 8. «Семеро смелых»

Продолжая серию публикаций о фронтовом пути представителей университета к Великой Победе «Научном полке» ТулГУ, рассказываем о старшем сержанте в отставке, сотруднике кафедры «Ракетное вооружение» Николае Ивановиче Баканове.

Николай Иванович родился в 1929 г. в д. Якшино Дубенского района Тульской области, в 1937 году его семья переехала в Тулу.

Детство пришлось на тяжелое военное время. Во время осады Тулы оказывал помощь в поимке диверсантов, посылающих ночью световые сигналы немецким бомбардировщикам. В ноябре-декабре 1941 г. ходил на выполнение заданий с партизанским отрядом. С детства мечтал летать.

В 1943 г. в возрасте 14 лет поступил учеником токаря в Центральную механическую мастерскую (ЦММ) треста «Мосбассуглеразведка», где проработал до призыва в армию. В 1949 г. военкоматом был направлен в филиал Энгельского летного училища, отделение воздушных стрелков-радистов, где учился до 1951 г. Дальнейшую службу проходил в ГДР в Финстервальде в авиационном бомбардировочном полке самолетов Пе-2. В 1953 г. дивизия была переведена в СССР, в Гдове Псковской обл. В это время начался переход на реактивную технику, на самолёты ИЛ-28.

В 1956 г. Баканов Н.И. был зачислен на сверхсрочную службу и переведён в Тулу, поселок Клоково, где прослужил до выхода на военную пенсию в 1959 г.

В летной службе возможно возникновение различных ситуаций —непростая произошла во время полета над Тулой.

В июне-июле 1953 г. полк получил новый самолет, и в первом полете случилась неполадка: перед посадкой на панели пилота не загорался сигнал фиксации левого шасси и это делало невозможным посадку самолета. Командир экипажа совершил еще две попытки выпуска шасси, которые не увенчались успехом. Летчики пытались поставить шасси в нужное положение, совершая различные маневры, однако это тоже не помогло. Командир передал информацию руководителю полетов о случившемся, было принято решение идти в зону пилотирования на высоте 3500 метров, выработать до минимума горючее и попробовать ликвидировать неисправность силами экипажа. Для ликвидации неисправности необходимо было выйти за пределы самолета. Для этого нужно было пробить в полу салона самолета отверстие для выхода человека, и зрительно определить состояние замка, который ставит шасси на запор.

Авиаторы принялись за сложную и опасную работу. Действуя попеременно, при скорости полёта 350 км/час, капитан Калистратов и старший сержант Баканов прорубили железный настил
дюралевый пол не хотел поддаваться. Менялись часто, чувствовалось кислородное голодание на этой высоте. Отверстие было пробито, но оказалось пригодным по своим размерам только для радиста, старшего сержанта Баканова. Рассказывает Николай Иванович: «Насколько было возможно из-за сильного ветра, я просунул руку, но достать до замка не смог, прорубили еще немного и только тогда я почувствовал рукой, что шасси не стало на защелку. Доложили на командный пункт и от руководителя полетов получили команду попробовать зацепить тросом бортовой лебедки стойку шасси и дотянуть замок до защелки. Надо было протянуть трос, чтобы закрепить замок. Но это решение было выполнить очень трудно, сильная струя воздуха отбрасывала трос в сторону, он под силой ветра колебался, воздух со свистом врывался в кабину. Работать становилось труднее, не хватало воздуха, все явственнее ощущалось кислородная недостаточность, кровь приливала к голове. Сколько ловкости и мужества потребовалось, чтобы выполнить эту работу. Прошёл час, одно время казалось, что это выполнить вообще невозможно. Однако я продолжал свою работу. Еще немного, еще мгновение… только бы не лопнул трос. И вот щелчок. Шасси стало на место и зафиксировалось замком, тут же зажглась сигнальная зеленая лампочка. Сила воли человека оказалась сильнее обстоятельств, мы спасли и самолет, и себя. Руководителю полета доложили о ликвидации неисправности, которая заняла 3 часа 40 минут, и командир запросил разрешение на посадку, которую разрешили только на грунт, чтобы избежать возможного повреждения рабочей взлётной полосы. При посадке все члены экипажа были в напряжении, выдержит ли трос нагрузку. Приземление произошло благополучно, на поле посадки нас ждал весь летный состав».

Фото из личного архива Н.И. Баканова
Фото из личного архива Н.И. Баканова

Когда командир экипажа капитан Садовый А.В. доложил заместителю командира дивизии полковнику Гамарису И.В. о благополучном завершении полёта, тот поблагодарил весь экипаж, сказав: «Семеро смелых» достойно вышли из опасной ситуации.

Баканов Николай Иванович с 1960 г. и по сей день в строю – до конца 2021 года трудился на кафедре «Ракетное вооружение» старшим лаборантом. Скромный, всегда в работе, всегда был авторитетом для коллег на кафедре.

Н.И. Баканов на митинге у Стелы памяти в студенческом городке ТулГУ
Н.И. Баканов на митинге у Стелы памяти в студенческом городке ТулГУ