Отечественная война застала первого ректора Башкирского государственного университета Шайхуллу Хабибулловича Чанбарисова в Златоустовском военном училище, где он преподавал историю ВКП(б). В декабре 1941-го он был назначен комиссаром отдельного стрелкового батальона вновь формировавшейся 133 стрелковой бригады.
Легендой стал эпизод, когда в окружении Чанбарисов командовал батальоном и осуществлял связь с командованием по рации на татарском языке, который для фашистов оказался кодом, самым трудным для расшифровки. Заканчивал войну Чанбарисов в звании подполковника и кавалером четырех боевых орденов (в том числе ордена Александра Невского) и многих медалей. Однажды его спросили, за что он получил столь высокую награду, на что он ответил:
– За то, что мне не было еще и 30 лет. Думаю, наградили не столько за храбрость, сколько за самонадеянность… Дело было в августе 1945 года, когда мы воевали с Японией. От одного захваченного «языка» узнали, что в 20 километрах стоит японский батальон. Они не хотят воевать и, если к ним приедет советский офицер, то они сдадутся в плен. Не долго думая, я с этим японцем сел в машину и ночью выехал в расположение японцев. Пленный не обманул: японцы сложили оружие и под утро строем пришли в наше расположение.
Вся последующая жизнь фронтового комиссара с 1946 года была связана уже с педагогическим институтом, который он дорастил до университета. В 1951 году Чанбарисов становится кандидатом наук, в 1953-ем – директором ГПИ, в 1957 году – первым ректором первого университета в республике.