Найти в Дзене

Конспект урока мир природы. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Растения и животные осенью"

Урок: мир природы и человека

Тема: Растения и животные осенью.

Оборудование: проектор, компьютер, набор картинок разного размера, классная магнитная доска.

Цель: изучение осенних изменений в живой природе и в жизни людей.

Задачи:

- изучить сезонные изменения в живой природе (растения, животные, птицы) и в жизни человека. Познакомить с дарами осени, перелетными и зимующими птицами, с трудом человека осенью. Обогатить представления об окружающем мире.

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

- развить пространственное представление, образное мышление, развить способность анализировать, сравнивать, обобщать.

- коррекция восприятия и зрительной памяти.

Ход урока

I. Организационный момент

- Вот и прозвенел звонок, начался урок.

Очень тихо вы присели и работать захотели.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

II. Актуализация знаний

- Ребята, у нас начинается урок по миру природы и человека и на прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Времена года. Осень».

-Мы сможем назвать осенние месяцы?(Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Я бы хотела, чтобы,,,,,,, назвал, какой сейчас месяц? (Сейчас месяц октябрь)

- Какой по счёту месяц октябрь? (Октябрь – второй месяц осени)

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени? (Идут холодные дожди, меньше светит солнце, понижается t воздуха, погода пасмурная)

III. Изучение нового материала

- А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком признаке осени в нем говорится? (В стихотворении говорится о листопаде.)

«Осенний клад»

Падают с ветки желтые монетки…..

Под ногами целый клад!

Это осень золотая дарит листья, не считая,

Золотые дарит листья Вам, и нам,

И всем подряд.

И. Пивоварова

- Что же происходит с листьями осенью? (Они становятся желтыми и начинают опадать)

- Осенью происходит изменения в жизни растений. Так же изменяется жизнь животных и даже наступают изменения в образе жизни людей. Сегодня мы говорим о прекрасном времени года – осени. И тема нашего урока «Растения и животные осенью».

- Я показываю вам картинки, а вы постарайтесь назвать мне, какие предметы здесь изображены.

- Правильно. Ранней осенью в сентябре созревают орехи, желуди, ягоды калины, шиповника. Это дары осени. Осенью так же вырастает много грибов, которыми не прочь полакомиться и животные и люди.

- Как вы думаете, на каком дереве выросли желуди? (Показывается картинка дуба).

- Ребята, вы слышали такое выражение, как «Золотая осень». Почему люди так говорят? Вам подскажет эта картинка. (Осенью листья желтеют, поэтому осень называют «золотой»)

- Второй месяц осени – октябрь - называют золотой осенью. Листья на деревьях желтеют, начинается листопад.

- Листья каких деревьев показаны на слайде? Какого они цвета?

- А что такое поздняя осень? Сегодня на дворе – поздняя осень или ранняя? Попробуйте описать признаки поздней осени и сравнить с состоянием природы сегодня. (Оценка)

- Ноябрь – поздняя осень. Начинаются заморозки. Деревья и кустарники сбросили листья, трава увяла. Выпал первый снег.

- Посмотрев на данные рисунки, какой вывод мы можем сделать, ребята? Что происходит с растениями в лесу осенью?

Физкульминутка.

- Мы с вами узнали, что происходит с растениями осенью. И сейчас давайте немного отдохнем и потом продолжим дольше.

Мы листочки осенние, на веточке сидим.

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, закружились

И на землю приземлились.

- Ребята, а как вы думаете, в жизни животных происходят какие-то изменения или все остается по-старому? Им весело и хорошо? Я сейчас покажу вам новые картинки, а потом вы мне скажите, весело и радостно ли этим животным или нет.

- Осенью белка и заяц меняют шерсть (линяют). Старый мех выпадает, появляется новый, более теплый. Меняется его цвет. Летом белка рыжая, а зимой серая. Заяц летом серый, а зимой белый. Таким образом, эти животные готовятся встречать зиму. (6 слайд) Ребята, как вы думаете, почему белка и заяц меняют цвет своей шерсти?

- У лис и волков вырастает теплый подшёрсток. Их шуба становится толстой и теплой. Они не делают себе заготовок на зиму. Зимой они охотятся на других зверей.

- К осени медведь уже становится жирным и наедается последними ягодами и орехами. Он ищет себе место для зимней спячки. Ежи, змеи и барсук тоже, как и медведи, впадают в спячку.

- Как вы думаете, зачем медведь накапливает жир и впадает в спячку?

4.) Продолжение изучения новой темы. Коррекция в процессе получения новых знаний.

Ляйсан, а ты сможешь ответить на вопрос, как быть птицам осенью? Они тоже весело чирикают и летают, ищут себе мошек и насекомых? Я сейчас назову такие слова как ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ, может, мы с вами сумеем сказать, как эти слова относятся к жизни птиц?

- Осенью всё меньше становится корма. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы найти себе корм. Поэтому многие птицы, улетают на юг. Они называются ПЕРЕЛЕТНЫМИ птицами, например, гуси, утки, соловьи, скворцы, ласточки. Покажи на слайде, где изображены утка и гусь? Прочитай, как зовут остальных перелетных птиц.

- Некоторые птицы остаются зимовать. Например, синица и сорока – птицы, которые не улетают зимой. Они называются ЗИМУЮЩИМИ. А каких птиц ты можешь увидеть в городе зимой? (В городе зимой можно увидеть голубей, воробьев, снегирей)

Гимнастика для глаз

Сейчас немного отвлечемся и дадим нашим глазам отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимаем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

IV. Закрепление нового материала

А теперь поиграем. У вас на парте картинки.

Карточки с изображением овощей, фруктов. Задание: раздели картинки на две группы – растет в саду, растет в огороде.

Карточки с изображением растений осенью, летом, зимой и весной. Задание: выбери картины, которые подходят для осени.

Я сейчас задам вам вопросы, а вы поднимайте руку и отвечайте. За ответы вы будете получать отметки. Посмотрите на картины на доске (медведь, заяц, белка, лиса, волк). Рассмотри животных.

-Кто из них впадает в спячку? (Медведь впадает в спячку)

- Кто из них меняет цвет шерстки? (Белка и заяц меняют цвет шерсти)

- Кто из них заготавливает корм на зиму? (Белка заготавливает себе корм на зиму)

- Кто из них охотится на других зверей? (Лиса и волк охотятся на других зверей)

V. Подведение итогов, объявление домашнего задания

Ребята, у нас урок приближается к концу и давайте подведем итоги.

- Что тебе сегодня понравилось на уроке?

- Что нового ты узнал на уроке?

- О чем ты сегодня расскажешь дома из изученного на уроке?

-2
-3
-4
-5