Когда мы пишем — текст растет. Иногда не в те стороны и не в тех местах. Почему так происходит и как бороться с этими опухолями текста — в нашем подкасте «Доктор текста», который теперь можно не только слушать, но и читать.
Автор подкаста: Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» (ИГ «Эксмо-АСТ»), соучредитель курсов «Мастер текста», писатель.
Ведущая: Наталья Криштоп, соучредитель курсов «Мастер текста», книгопиарщик, редактор.
Н.К.: Александр, наша сегодняшняя тема – «Литературная опухоль». Слово такое неприятное.
А.П.: Да, слово медицинское-медицинское. Что же это за болячка? Мы часто видим, что какие-то отдельные куски текста начинают расти до никому не нужных размеров, расти без смысла, без причины – и для автора, и для читателя. И нет никакого удовольствия в прочтении, хотя, наверное, есть какое-то удовольствие в написании, иначе откуда бы эти опухоли появлялись.
Н.К.: Какие это куски текста, как правило?
А.П.: Чаще всего, это, конечно, всевозможная бытовуха, когда вдруг автор погружается в описание всем знакомых вещей, потому что автор это очень хорошо знает. К примеру, автор вдруг начинает тщательно описывать, как он чистит зубы. Это, конечно, дико интересно! Но проблема в том, что все остальные семь миллиардов жителей Земли тоже чистят зубы, и они тоже все про это знают. И поэтому описание автором этого процесса ничего не добавляет. Другой вопрос, если бы автор нашел некий уникальный взгляд на этот процесс, тогда – да. А так – это просто скучно, неинтересно и заканчивается всегда одинаково – либо просто пролистывается, либо книга закрывается вообще. Бытовуха – это опасная и часто встречаемая опухоль на теле текста.
Н.К.: Какие еще опухоли существуют?
А.П.: Еще «замечательная» опухоль – это внезапно что-то любимое автором. Авторы-мужчины очень любят описывать, как они сидят в баре. Они описывают, как им налили виски, как добавили кубики льда, как это все искрится в свете ламп, как какая-то девушка пришла и села рядом. Причем потом мы понимаем, что эта сцена в баре вообще была не нужна. Без нее ничего бы не поменялось. Но автору так нравится, что он просто не может остановиться. И он описывает эти детали, и опухоль все растет и растет. А представим себе, что есть читатели, которые не любят сидеть в барах. И что – мы теряем этих читателей.
Следующая, тоже внезапная – вообще внезапность всегда имеет отношение к болезням – это кто-то очень нелюбимый автором. Мы знаем знаменитый пример – «Мастер и Маргарита», как Михаил Булгаков мстил своим критикам. Так вот, это характерно не только для Михаила Булгакова.
И третий вариант – это когда автору очень хочется высказаться на тему, о которой его в обычной жизни никто не спрашивает. Это может быть политика, это могут быть какие-то социальные вещи – допустим, как он относится к женщинам, или разнообразным меньшинствам, или к раздельному обучению в школе и так далее, не важно. Его никто не спросил, но он обязательно посвятит половину книги своему мнению по поводу. И это ужасно. Причем ужасно это еще и потому, что жизнь-то идет и эти вещи меняются, становятся постепенно, может быть, вообще никому не интересны. Допустим, взял человек и что-то рассказал про министра культуры, а министр уже другой, а культура уже другая. А книжка все еще на полках. Читатель берет ее и вообще не понимает, о чем это автор говорил, и говорил долго.
Н.К.: А описание природы – это тоже опухоль?
А.П.: Всегда – как. Всегда не что, но как. Понятно, откуда это берется. Мы все читали Тургенева, и нам в школьной программе все это давали. И мы автоматически считаем, что мы должны повторять некие лекала. Но надо же помнить, в каком веке мы живем. Век 21-й. Книги, которые мы сейчас пишем, – есть надежда, что они еще 100 лет хотя бы просуществуют. И главное – представьте себе, мы пытаемся повторить прием великих, а мы точно сможем это написать не хуже? Потому что все эти описания природы хороши тогда, когда это действительно круто. А когда идет дежурный текст – а вот березка стояла, а вот солнышко на нее светило, а рядышком упал листик дуба, что бы это значило… читатель это просто пролистывает.
Н.К.: Честно говоря, и у великих это не всегда к месту. Вспоминаю школьную программу…
Дальше — слушаем в подкасте. Это бесплатно :)
Виджет ниже ⬇
#как стать писателем #писателям #писательство #литературное творчество #мастер текста #доктор текста #литературный подкаст #авторам #литература