Во второй половине раздела, состоящего из двух глав, весть адресована конкретно священникам (22:1, 2, 17, 18; см. 21:1). Господь даёт указания насчёт того, как надо есть часть жертвоприношений, принадлежащую священникам, и о необходимости следить за тем, чтобы в жертву приносились только правильные животные. Затем Он добавляет ещё два закона, которые священники должны соблюдать при совершении жертвоприношений.
Современным читателям эти предписания могут казаться несущественными. Однако Бог, несомненно, считал их важными, потому что девять раз выразил им Своё одобрение, эмоционально заявляя: «Я Господь» (22:2, 3, 8, 9, 16, 30, 31, 32, 33). Священники должны были повиноваться правилам, данным в этой главе, чтобы святое имя Господа не бесчестилось (22:2, 32). Если они не будут выполнять Божьи уставы, представленные в этом контексте, то из-за своего греха окажутся перед угрозой наказания смертью (22:9). Неповиновение Божьим предписаниям будет означать, что они порочат «святыни», которые люди принесли Господу, и такая вина будет заслуживать смерти (22:15, 16). Иначе говоря, то, что современные читатели могут считать мелочью, Бог считал имеющим значение! Ни священники, ни народ не могли отважиться на то, чтобы игнорированием или нарушением указаний, данных в этом разделе, обесчестить имя всесвятого Бога.
Уставы, данные в книге ранее, ясно говорили, что священники должны получать часть от жертв, которые народ приносил Господу. Первые два абзаца главы (22:1–16) главным образом поясняют, как и кем эти священнические части должны съедаться.
Ритуальная чистота
«И сказал Господь Моисею, говоря: “Скажи Аарону и сыновьям его, чтобы они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святого имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь. Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь. Кто из семени Аарона прокажён или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснётся к чему-нибудь нечистому от мёртвого, или у кого случится излияние семени, или кто прикоснётся к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою, тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело своё водою; но когда зайдёт солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища. Мертвечины и звероядины он не должен есть, чтобы не оскверниться этим. Я Господь. Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нём, когда нарушат это. Я Господь, освящающий их”» (Лев. 22:1–9).
Глава начинается с указаний, говорящих о необходимости для священника соблюдать ритуальную чистоту. Это было необходимо не только тогда, когда он приносил жертвы, но и когда он и его семья ели предназначающуюся ему часть от тех жертв.
Стихи 1, 2. Текст начинается с заявления, кто дал нижеследующие законы и кому: Господь дал их Моисею, который должен был передать их священникам, Аарону и сыновьям его.
Стих 2. Затем приводится основание для этого откровения священникам. Указания, которые Бог собирается дать Моисею, нужны для того, чтобы они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых, которые те посвятили Господу.
Хотя большинство современных версий согласны с толкованием версии Синодальной Библии, дающей перевод «осторожно поступали», относительно этой фразы у некоторых возникают сомнения в связи со значением еврейского слова назар. В английской версии NJB, например, она переводится так: «Они должны освящаться святыми приношениями». Харрис по этому поводу пишет:
“Перевод «относиться с почтением» [NIV] лучше соответствует контексту, нежели «отделять себя» (KJV) или «остерегаться» (RSV). Это тот глагол (назар), от которого происходит слово «назорей». Назорей не только остерегался определённых вещей, но и хранил святость в отношении них. Слово незер имеет двойной смысл: «отделённый» и «освящённый». Уильям Холладей… говорит, что с предлогом «мин» оно означает «относиться с благоговением». Двойной смысл естествен, так как назорей сторонился греха и нечистоты и посвящал себя Господу. Однако в ст. 2 священники, видимо, должны были не сторониться жертв — ведь они должны были приносить их, — а освящать эти жертвы, относиться к ним с почтением. Как поясняют следующие далее стихи, священник не должен был бесчестить эти святыни, когда сам был в чём-то нечист”.
Священникам предписывалось «осторожно поступать» с посвящёнными Господу приношениями и не бесчестить святого имени. «Бесчестить» (кхалал) означает относиться не как к святому, а как к чему-то обычному, рядовому. Никто не должен был относиться к Божьему имени как к чему-то обычному и рядовому, а на священниках лежала особая обязанность хранить его святость.
Стих 3. Этот стих является тематическим для следующих шести стихов. Всё, что говорится далее, адресовано священникам, потомству (буквально «семени») Аарона на все времена. Правило выражено ясно. Священник, который приступит (приблизится) к святыням — то есть приношениям израильтян святому Богу перед Его святым святилищем, — должен быть чист. Всякий священник, который приблизится к этим дарам, «имея на себе нечистоту… истребится… от лица» Господа. «Истребится» — значит подвергнет себя опасности изгнания из общества или смертной казни. Формулировка достаточно широкая, чтобы применить её ко всему, чем занимались священники, задействованные в системе жертвоприношений. Среди прочего, она запрещала священнику приносить жертвы, когда он был нечист.
В этом контексте, как явствует из следующих нескольких стихов, главный посыл отрывка — это употребление в пищу части жертвоприношений, принадлежащих священнику. Священники могли по неосторожности забыть об источнике пищи, которую ели. Продемонстрировав своё отношение к жертвам как к «святыне», они могли потом, принеся мясо домой, поступать с ним так, как если бы это было обычное мясо, купленное на рынке. Инструкции поясняли, что мясо от жертв сохраняет свою святость, даже когда его едят вместе с членами семьи. Употребляя его в пищу, они должны были проявлять осмотрительность.
Стихи 4–7. Затем Господь перечисляет условия, при которых священник сделается нечист и потому не сможет есть святыни. Он будет считаться нечистым, если прокажён или имеет истечение, если прикоснётся к мёртвому, если у него случится излияние семени, или если прикоснётся к нечистому животному («к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист») или к нечистому человеку (22:4, 5).
Если священник сделался нечист по какой-либо из этих причин (или как-нибудь ещё), то ему нельзя было есть от святынь, пока он снова не становился чистым. Чтобы очиститься, ему приходилось ждать до вечера, после чего омыть тело своё водою (22:6). Когда он исполнит эти требования, то после захода солнца будет считаться [чистым] и сможет есть свою часть от приношений израильтян. По сути, Господь говорит, что священник имеет право есть от этих жертв, потому что они — его пища (буквально «хлеб»). Часть жертвоприношений принадлежала священникам и должна была съедаться ими (22:7).
Стих 8. Внимание текста переходит от конкретных случаев, когда священнику не полагалось есть предназначенную для него часть святыни, к тому, что он совсем не должен есть, ни при каких обстоятельствах. Священнику нельзя было есть мертвечины и звероядины («павшее животное или животное, растерзанное дикими зверями»; Международное Библейское Общество), чтобы не оскверниться (см. 17:15, 16). Ему можно было есть только тех животных, которых закололи по всем правилам.
Стих 9. Господь включает предостережение (как и в других местах), направленное на то, чтобы побудить священников повиноваться указаниям, которые Он только что дал им. Приводятся две причины соблюдать Его требования. (1) Если они не будут этого делать, то, подразумевается, понесут на себе грех и из-за своего непослушания могут умереть, ибо нарушили Божьи повеления. Игнорировать, то есть не соблюдать, Божьи предписания — всё равно, что бесчестить Божье имя. (2) Если они послушают Бога, Он осуществит Свой замысел для Израиля, освящая их — делая святыми, как Он свят. Можно сказать, что Бог поставил Свою подпись под этими обещаниями, снова заявив: «Я Господь».
Принадлежность к священническому роду
«Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наёмник не должен есть святыни; если же священник купит себе человека за серебро, то этот может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его. Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь; если же дочь священника будет вдова, или разведённая, и детей нет у неё, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его. Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую её долю. Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу, и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их» (Лев. 22:10–16).
Следующая серия уставов переходит от того, что не позволяло священнику есть священническую часть от жертв, к тому, кто мог есть вместе с ним.
Стих 10. Сначала Господь отмечает, кому нельзя есть святыни. Согласно этому общему правилу, никто посторонний не имеет права есть мясо, отделённое для священников. Еврейское слово зар, «посторонний», переведено буквально; в данном контексте оно указывает на человека, который не является священником. В эту категорию входят поселившийся у священника (его гость) и наёмник (кто просто работает у священника за деньги). Поскольку эти люди не относились к священническому роду, то им не было позволено есть святую пищу с Господнего жертвенника.
Стих 11. Господь открывает, кому можно есть священническую часть приношений. Если говорить в общем, то все домашние священника могли вкушать от жертв, предназначенных для этой семьи. Если священник купит себе человека, то этот раб будет считаться частью семьи, как и домочадцы, рождённые в его доме. Всем из этих двух групп позволялось есть хлеб его, то есть часть от приношений, принадлежащую священнику.
Стихи 12, 13. Затем указания упоминают особый случай: дочь священника. Сын священника становился священником по рождению и оставался священником на протяжении всей жизни. Никогда не было никаких вопросов относительно того, имеет он право есть от приносимых святынь, когда их подавали на стол, или не имеет. С дочерью было всё иначе. Родившись в семье священника, она принадлежала к священническому роду, но что происходило, когда она выходила в замужество? Было ли ей по-прежнему позволено есть святыни, являвшиеся частью священника?
Эти предписания так отвечают на этот вопрос, учитывая разные ситуации. (1) Пока дочь священника не замужем и живёт в доме отца своего, она остаётся членом его семьи и может есть святыню. (2) Если она выйдет замуж за постороннего (не за священника), то станет членом его не священнического рода и лишится права наравне с другими есть святыню. (3) Если она станет вдова или разведённая, и без детей, она может вернуться домой и жить с родителями. В таком случае она снова сможет есть святыню, потому что, по сути, снова станет членом священнического рода.
Стих 14. Здесь определяется наказание за нарушение этих правил. Если кто, кому не позволено есть приношения, по ошибке съест что-нибудь из святыни, предназначенной для священников, то он должен исправить свою ошибку, вернув столько, сколько он по ошибке съел. Кроме того, в качестве наказания за свою ошибку он должен прибавить к этому 20 процентов (пятую её долю). Стих не уточняет, что необходимо сделать, если кто-то не из священнического рода намеренно съест часть святыни; очевидно, он будет признан виновным в преднамеренном, дерзком грехе и подвергнут наказанию, полагающемуся за совершение такого греха.
Стихи 15, 16. Весть в 22:1–14 завершается назиданием: «Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу». Если священники не станут следовать указаниям относительно жертв, это будет значить, что они «порочат» эти приношения — не относясь к ним как к чему-то святому, не «поступая осторожно со святынями» (22:2). Из-за этой ошибки они навлекут на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои.
Стих 16 написан сложным языком, хотя смысл ясен. Если священники не будут исполнять свои обязанности, то заслужат наказание за свою вину. Альтернативное прочтение стиха мы находим в Российском Библейском Обществе: «пусть не берут на себя грех, за который им придется давать возмещение». Так же и в Международном Библейском Обществе перевод: «вводя их в грех, требующий выплату». Местоимение «им» в первом случае и «их» во втором, видимо, относится к тем, кто неправомерно ел жертвенную пищу, предназначенную для священников. Если они делали это по недосмотру священников, то виновные «берут на себя грех»; они навлекут на себя вину, но и священники тоже будут виновны. Поэтому Господь наставляет священников не позволять такому случаться.
Бог озвучивает и другую причину повиноваться этим уставам, заявляя: «Я Господь, освящающий их». К кому относится местоимение «их»? Тимоти Уиллис заявляет, что «их» может указывать на части жертв, отдаваемые священникам, на самих священников или на людей, приносивших жертвы. В любом случае, отмечает он, суть отрывка в том, что священники, по своей небрежности, могли «свести на нет освящающую работу Господа». И кроме того, говорит он, это предложение утверждает, что «освящает Господь, чтобы люди не думали, что святыми их делают… их собственные действия».
#ветхий завет #библия #хакнем_иудаизм #иудаизм #заповедь #заповеди #заповеди божии #изучение библии #библия онлайн #священное писание