Коралловый браслет, принадлежавший Н.Н. Пушкиной, представлен в ее будуаре в Мемориальном музее-квартире А.С. Пушкина. В 1957 году браслет поступил во Всероссийский музей А.С. Пушкина от Н.С. Шепелевой — праправнучки Пушкина, которая сообщила, что ее прапрабабушка получила это изящное украшение от своего свекра — С.Л. Пушкина. Однако неизвестно, когда именно и при каких обстоятельствах был сделан этот дар. Существует предположение, что отец поэта мог поднести этот браслет невестке с пожеланием, чтобы магические свойства коралла оберегали ее перед родами.
Вера людей в чудесную способность кораллов предохранять их владельцев от «дурного глаза», успокаивать, снимать усталость известна давно. По данным археологии, первые изделия из этих окаменевших морских полипов (амулеты-обереги, пучки кораллов, собранные в виде бус и браслетов) встречались уже в VI веке до н.э. Древние греки считали кораллы символами бессмертия и счастья, верили, что они защищают, врачуют, в частности, восстанавливают зрение. Кораллы, растертые в порошок, употребляли при лечении ран, при отравлениях, подагре и прочих заболеваниях. Некоторые народы использовали кусочки кораллов в качестве платежного средства, наряду с золотом и серебром.
Высокохудожественные ювелирные украшения из кораллов — ожерелья, височные подвески, серьги, резные геммы — получили широкое распространение в античную эпоху. Тогда же родилась легенда, согласно которой Персей нес над морем отрубленную голову побежденной им Горгоны Медузы, и застывшие капли ее крови превратились в причудливые ветви кораллов. Этим и объяснялись их особые магические свойства.
В средневековой Европе интерес к кораллам угас, но затем о них вспомнили в период Возрождения, когда расцвело искусство резьбы по камню и кораллам, но затем о них снова на время забыли.
На Руси веточки кораллов называли «корольками», верили, что они отгоняют нечистую силу, укрепляют память, врачуют сердце, защищают будущих матерей от выкидыша. «Из-за моря» их привозили купцы и путешественники, а мастера-ремесленники изготавливали из них бусы и перстни, инкрустировали ими мебель, оружие, доспехи, конскую упряжь и одежду, полагаясь на их защитные свойства. Сохранилась шуба Бориса Годунова, ворот которой обильно декорирован коралловыми элементами.
С середины XVIII века кораллы по большей части использовались в качестве поделочного материала для обрамления лорнетов, инкрустирования книжных переплетов и т.д. Поскольку наибольшее распространение кораллы имели в районах Средиземноморья, то путешественники считали своим долгом привозить из тех мест коралловые сувениры. Мода же на дамские украшения из кораллов возродилась благодаря интересу к ним супруги Наполеона Жозефине, которая и сама их носила, и дарила дамам из близкого окружения. Подражая ей, придворные модницы стали дополнять свои наряды коралловыми камеями (взамен дорогих гемм, которые вырезали по цветным полудрагоценным камням и самоцветам — многослойным агатам, сардониксам или ониксам). Тогда же в моду вошли коралловые ожерелья, браслеты, а также инкрустированные кораллами гребни для волос. Сочетание этих ярко-красных украшений с белыми шифоновыми платьями воспринималось как следование античным образцам. При этом браслеты обычно надевали высоко, иногда совсем близко к локтю.
На многих дамских портретах первой половины XIX века можно видеть коралловые украшения. Так, несколько нитей ярко-красных бус и серьги с кораллами находим на портрете Надежды Осиповны Пушкиной (матери поэта), выполненном неизвестным художником в первой половине 1820-х годов (портрет представлен в Мемориальном музее-даче А.С. Пушкина в Царском Селе). Тонкие нитки коралловых бус украшают маленьких дочерей Екатерины Гончаровой (баронессы Геккерн) на групповом портрете, выполненном австрийским художником Леопольдом Фишером в 1843 году (портрет хранится в фондах Всероссийского музея А.С. Пушкина).
Кораллы сложно сочетаются с другими цветными камнями, поэтому изделия из них чаще всего включали в комплекты — парюры, в которых браслеты, тиары, серьги, ожерелья, заколки выполнялись из одного и того же материала. Коралловые парюры были популярны на протяжении всей викторианской эпохи. Один из таких комплектов, состоящий из браслета, серег, ожерелья и броши находим на портрете А.Я. Панаевой из коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина. Портрет выполнен художником К.А. Горбуновым в 1841 году.
Браслет Н.Н. Пушкиной состоит из крупных коралловых сегментов: в центре — вырезанный из коралла горельеф в виде головы бога плодородия Вакха с венком из виноградной лозы. К плечам Вакха прикреплены золотыми стяжками два рога изобилия, наполненные виноградом, поддерживаемые нимфами; изящный резной цветок соединяет браслет воедино.
Похожие браслеты имеются в коллекциях европейских музеев. Так, в парижском Музее декоративного искусства находится браслет с горельефом в форме головы Вакха, вырезанной из коралла такого же оранжевого тона, как и пушкинский. На сайте музея предмет датирован 1830 — 1848 годами. Другой браслет, напоминающий пушкинский по форме, находится в Британском музее, куда он поступил из музея Виктории и Альберта, где хранился как дар, полученный от собирательницы ювелирных изделий XVII–XIXвеков госпожи Энн Гарди. Голову Вакха обрамляют в данном случае не рога изобилия, а головки двух пантер. Браслет изготовлен в Италии, о чем свидетельствует надпись на его футляре (футляр от браслета Н.Н. Пушкиной не сохранился). Сотрудники Британского музея датировали украшение XIXвеком. Тем же широким периодом датируется браслет из миланской антикварной галереи Пенниси. Голова Вакха на этом браслете схожа с горельефом пушкинского браслета. В паре с браслетом из собрания галереи Пенниси представлен коралловый перстень с лицом бога Юпитера.
Пик интереса к кораллам европейских дам пришелся на 1840-е — 1860-е годы. Считалось, что в это время обедневшая после нескольких революций и войн аристократия стала обращать внимание на более дешевые украшения. Однако существует и иное мнение, согласно которому светские модницы, напротив, пресытились дорогими алмазами и изумрудами и поэтому заинтересовались дешевыми полудрагоценными камнями и кораллами. Так, в 1857 году корреспондент журнала «Мода» не без доли иронии сообщал читателям: «Камеи (всякого рода и коралловые) есть по преимуществу принадлежность аристократии. Обыкновенная женщина отдаст предпочтение изумруду, рубину, аристократка — камее».
Ажиотажным спросом на коралловые изделия воспользовались итальянские ювелиры, которые искусно вырезали из кораллов фигурки и головы животных, птиц, змей, мифологических персонажей, обрамляли свои изделия стилизованными коралловыми ветвями, виноградными лозами. Большая часть таких вещей производилась в Генуе, а также вокруг Неаполитанского залива, где добывались кораллы красивейших оранжево-красных оттенков. Так, в 1805 году неподалеку от Неаполя, в местечке Торре дель Греко, марселец Поль Бартоломе Мартин создал мастерские по изготовлению изящных резных изделий из кораллов, и это производство процветает по сей день.
Возможно, в 1840-х годах в одной из таких неаполитанских мастерских был создан сувенирный браслет, подаренный С.Л. Пушкиным своей невестке, и не исключено, что это модное украшение было частью несохранившейся парюры.
Автор текста — Галина Михайловна Седова, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина.
Изображения:
Браслет Н.Н. Пушкиной. Коралл, золото. 1840-е. ВМП
Браслет из резного коралла. XIX в. Неаполь (?). Британский музей.
Информация из интернета: https://www.britishmuseum.org/collection/object/H_1978-1002-1124
Неизвестный художник. Портрет Н.О. Пушкиной. Россия. Первая половина 1820-е гг. Кость, гуашь.
Фишер Л. Баронессы Геккерн: Матильда, Берта и Леони в детстве. Вена (Австрия).1843. Картон, акварель, сепия
Горбунов К.А. Портрет А.Я. Панаевой. Санкт-Петербург. 1841. Бумага, акварель