Есть распространенное мнение, что Адольф Гитлер не просто считал легендарного советского диктора врагом номер один, но даже назначил награду за его голову. Однако, на самом деле все было далеко не так.
Эту версию в последнее время можно прочитать в различных СМИ, книгах, о ней даже упоминают в документальных фильмах, чтобы подчеркнуть влияние Левитана на идеологическом фронте и его вкладе в Победу. Конечно, никаких сомнений в его заслугах нет, его голос настолько слился с военным временем, что трудно представить, что кто-то другой, а не он зачитывал бы сводки Совинформбюро.
Но кроме того, что Гитлер считал его своим личным врагом номер один, так же рассказывается о том, что главный нацист приказал первым делом после взятия Москвы повесить диктора. Другие источники сообщают, что фюрер объявил о награде: сто тысяч марок за то, что Левитана привезут в Берлин мёртвым, двести пятьдесят тысяч – за живого.
Однако все эти версии опровергает сам Левитан. В 1977-м году он дал интервью газете The New York Times. В нём он рассказал: «Мне показали немецкие пропагандистские листовки, в которых Гитлер говорил своим солдатам, что, когда Москва будет взята, Левитана повесят одним из первых. Мне также сказали, что Гитлер хотел привезти меня в Германию и заставить объявить о падении Москвы из Берлина». Из его слов понятно, что он знал о негативном отношении Гитлера к нему, но ни про какой список личных врагов фюрера, ни про баснословные гонорары за его поимку речи нет.
Впервые же легенду о «личном враге фюрера номер один» опубликовала «Комсомольская правда» в 1985-м году. Именно в той публикации говорилось о вознаграждении за арест диктора, но не за его ликвидацию.
В 2009-м году немецкий журналист Вольф Ошлис на одном из исторических сайтов опубликовал свою статью, где писал, что Геббельс обещал любому, кто доставит Левитана в Берлин, двести пятьдесят тысяч марок. Якобы по задумке министра пропаганды советский диктор должен был прочитать объявление о победе нацисткой Германии над СССР. Однако когда историки попросили журналиста предоставить архивные документы, тот отказался.
Также не было никого списка личных врагов Гитлера. На самом деле существовал «Специальный розыскной список СССР», который Главное управление имперской безопасности рейха (РСХА) составило ещё до начала войны. О нём стало известно сразу после победы, его советская сторона представляла на Нюрнбергском процессе.
Он состоял из двух частей: персональной и адресной. В первой части на страницах в алфавитном порядке были перечислены имена и краткие сведения о 5256 советских гражданах, которых в случае обнаружения следовало арестовать и передать в РСХА. Например, в списке присутствовали Иосиф Джугашвили (Сталин), автор лозунга «За Родину, за Сталина!» Алексей Толстой, авторы антигитлеровских карикатур Кукрыниксы. Левитан тоже был в этом списке, но посередине, по алфавиту после буквы L. Во второй части списка были перечислены советские города, подлежащие оккупации, и важные объекты, которые следовало захватить в первую очередь.
Примечательно, что такие же списки составлялись не только для СССР, но и для Польши, Бельгии, Франции и Люксембурга, Великобритании и Югославии. В них был имена противников нацистской Германии, которых следовала арестовать или казнить.