Найти тему
Роман Апрелев

Как перевозили раненых во время войны

Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"
Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"

В 1942 году в СССР появились санитарные летучки. Нет, это не медицинские самолеты, а всего-то крытые грузовые вагоны для перевозки (преимущественно) легкораненых и больных, использовались на небольших расстояниях. Они транспортировали пациентов головных госпиталей до баз армий. 250-300 человек помещали в 10-12 прицепных вагонов, 2-3 из которых отдавали лежачим.

Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"
Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"

Сначала на крышах и стенах рисовали красные кресты, чтобы видно было и с земли, и с неба. Вот только быстро поняли, что германцы не отличаются рыцарским поведением. Для их бомбардировщиков медицинская эмблема не оберег, а приманка.

Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"
Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"

Указание о формировании военно-санитарных поездов (ВСП) Народный комиссариат путей сообщения выпустил уже через два дня после начала ВОВ. Например, Саратовская и Астраханская области стали оперативным тылом Сталинградского фронта. Туда отправляли раненых бойцов.

Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"
Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"

ВСП подразделялись на постоянные и временные. Каждому присваивали определенный номер. Постоянные состояли из 17-18 вагонов, это 374-507 мест. До 147 мест - для тяжелораненых. За четыре года постоянные “госпитали на колесах - так их прозвали - эвакуировали пять миллионов человек. Для этого задействовали 11 863 поезда. Постоянные отвозили людей в глубокий тыл, поэтому находились в пути дольше. В них были и специализированные вагоны: с ранениями черепа, челюсти, глаза, грудной клетки и т. д. Были и вагоны-изоляторы для инфекционных больных и даже для солдат с психическими расстройствами.

Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"
Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"

Временные ВСП формировались иначе. Четыре вагона были несменяемыми, а еще 40 прицепляли. Вмещали 598-857 человек, тяжелых - до 350.

Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"
Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"

Надо сказать и о личном составе санпоезда: кочегар-проводник, вагонные мастера, электромонтеры и другие специалисты и, конечно, врачи с медсестрами.

Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"
Фото из фондов музея-заповедника "Сталинградская битва"

Читайте также: “Черная кровь”. Вклад железной дороги в триумф Сталинграда