Затерянные города веками очаровывали и вдохновляли целые поколения археологов. Неудивительно, что время от времени мы узнаем о них что-то новое.
Воображение больше всего будоражит то, что скрыто. Но затерянные города, легендарные тайники, подземные лабиринты хоть и привлекательны для исследователей, но не всегда провоцируют их на действия. Возможно, именно поэтому Троя, город Петра или Мачу-Пикчу были возвращены в мир решимостью энтузиастов и случайностью, а не академической славой.
Генрих Шлиман был просто купцом. Правда, в детстве он мечтал искать клады и его воображение разжигали рассказы отца о гомеровских героях, но он выбрал стабильную профессию. В 14 лет он устроился на работу в магазин.
Вскоре он записался на торговое судно в Венесуэлу, но не добрался до Нового Света, потому что на его пути стояло приключение. Шторм выбросил его корабль на берег Нидерландов, и молодой торговец увидел в этом знак судьбы.
Он решил остаться в Амстердаме. Он продолжал заниматься бизнесом, но с большей энергией. В то же время он учил языки, в том числе арабский. К концу жизни он знал 13 языков. К сорока годам он объездил весь мир, нажил состояние в США на золотой лихорадке, совершил ряд выгодных сделок в России и, наконец, смог вернуться к своим детским мечтам и осуществить их.
Из тех времен, когда отец читал ему Гомера, лучше всего он запомнил некий рождественский подарок — «Иллюстрированную историю мира» Джеррера. На мальчика произвела впечатление гравюра с изображением троянского огня.
Этот образ настолько врезался в его память, что он решил в будущем найти руины города.
Существовала ли Троя на самом деле?
Взрослый Шлиман сохранил в себе ребенка. Он был романтиком и не отказывался от своей мечты. В возрасте 47 лет он встретил Софию Энгастромену, на 30 лет моложе его, племянницу греческого архиепископа Вимпоса.
В 1870 году они вместе отправились в Малую Азию, где на берегах Геллеспонт (ныне Дарданеллы) Генрих приступил к своим первым крупным археологическим исследованиям. Большинство свидетелей этой работы сомневались в его здравом уме. Во времена Шлимана было широко распространено мнение, что Троя — всего лишь гомеровская фантазия.
Греческий эпос описывает в «Илиаде» около 50 дней истории Троянской войны. Согласно греческой мифологии, спор произошел, когда Парис, сын царя Трои, при поддержке богини Афродиты похитил Елену, жену царя Менелая. Греки (ахейцы) 10 лет осаждали Трою, чтобы вернуть свою царицу.
Олимпийские боги также были по обе стороны конфликта и занимались своими делами. А поскольку война затягивалась, ахейцы применили хитрость. Они оставили деревянную лошадь у городских ворот и уплыли. Удачливые троянцы втащили коня в город, а ночью спрятавшиеся там воины вышли и открыли ворота своим ахейским спутникам.
Хотя стихи «Илиады» полны причудливых вмешательств сверхъестественных сил, в них нет недостатка в превосходных описаниях троянской реальности, архитектуры, обычаев и сцен повседневной жизни. Шлиман, как и древние греки и римляне, такие как Тукидид, верил, что это правдивая история. Однако тогда Генрих был посмешищем, потому что он искал легендарную Трою с «Илиадой» в руках.
Затерянный город Петра в Иордании
Шлиман также, должно быть, читал или, по крайней мере, слышал о великом открытии, сделанном швейцарским востоковедом Иоганном Людвигом Буркхардтом в 1812 году, за 10 лет до его рождения. 28-летний путешественник проделал путь из Дамаска в Каир. По заказу Британского общества содействия исследовательским экспедициям он отправился в Африку на поиски истока реки Нигер.
Ему предстояло много дней скитаний среди пустынных деревень и городов, забытых миром. В Каире он намеревался присоединиться к одному из караванов, направлявшихся в оазис Марзук на территории современной Ливии. Буркхардт, как позднее и Шлиман, изучал арабский язык. За два года в Сирии он также изучил местные обычаи. Здесь он принял имя Ибрагим ибн Абдулла и принял ислам.
Теперь, одетый как бедуин, он смог с легкостью пересечь Ближний Восток. Когда он прибыл на юго-запад современной Иордании, туземцы рассказали ему о городе, высеченном в скале. Город? — вот оно, снова! Путешественник заплатил своим проводникам сумму, эквивалентную двум подковам, чтобы они отвели его к месту, где он мог сделать подношение на могиле Аарона, брата Моисея.
Взамен его провели по длинному узкому ущелью, стены которого местами достигали более 200 метров. В его конце юный швейцарец увидел восьмое чудо света. Это храм Аль Хазна, сокровищница фараона. Согласно легенде, в амфоре, венчающей двухэтажную колоннаду, должны были храниться сокровища пиратов. Белый путешественник стал первым европейцем, ступившим в это место за 600 лет.
Совершенно неожиданно Иоганн Людвиг Буркхардт открыл таким образом «розовоперстую зарю», как называли Петру восточные поэты.
Мачу-Пикчу — затерянный город Индианы Джонса
Прошло менее 100 лет с тех пор, как Буркхардт увидел затерянный город. Ровно 24 июля 1911 года в совершенно другой части света Хирам Бингхэм III, сын миссионера из Гонолулу и преподавателя колледжа Йельского университета, был на пороге открытия еще одного загадочного города.
Как и его знаменитые предшественники, он тоже не был археологом. Позднее губернатор, военный летчик и сенатор, в юности он преподавал историю и политологию. Однако в памяти он, как и Шлиман, сохранил детскую картинку, на которой был изображен мост инков через реку Апуримак. Именно благодаря этой гравюре Хирам увлёкся Южной Америкой.
Он мечтал открыть для себя священную столицу инков Вилькабамбу и ее легендарные сокровища. Вскоре он уехал в Перу, где проверил все слухи о местонахождении города. Одним дождливым утром, он без особой надежды поднялся на горный хребет под названием Мачу-Пикчу. Он слышал, что на ней есть какие-то развалины, но туземцам они не показались интересными.
Через много часов, крайне уставший, он добрался до вершины и… у него перехватило дыхание. То, что он увидел, как он позже писал, превзошло по привлекательности лучшие стены инков в Куско, которые внушали трепет посетителям на протяжении четырех столетий, и выглядело как нереальный сон.
«Внезапно мы оказались перед руинами двух самых совершенных и уникальных зданий древней Америки. Стены, сложенные из красивого белого гранита, состояли из блоков, высотой с человеческий рост.
Я с трудом поверил своим ощущениям, когда, рассматривая крупные блоки в нижнем слое, оценил вес каждого в 10–14 тонн. Кто-нибудь поверит в то, что я нашел? К счастью, в этой стране, где точность описания увиденного не является обычной чертой путешественников, у меня был хороший фотоаппарат, и светило солнце», — писал годы спустя Хирам Бингем.
Хирам Бингем, которого сегодня считают прототипом Индианы Джонса, был убежден, что это был Вилкабамба. Однако он открыл совсем другое место — заоблачный город Мачу-Пикчу. Протянувшись высоте 2400 метров над уровнем моря, он был поистине гигантским.
Генрих Шлиман - археолог-любитель
Шлиман, Буркхардт и Бингем - Ни один из них не был археологом, и им пришлось иметь дело с совершенно новым предметом. Шлиман искал Трою. Его город должн был располагаться недалеко от турецкого селения Бунарбаши.
Внимание богатого купца привлекло название большого холма, лежащего в нескольких километрах от Бунарбаши, Гиссарлык. Оно означало «дворец». Несмотря на трудности, Шлиман кропотливо раскапывал руины в течение трех лет. Археологи издевались над ним, ведь он был дилетантом, купцом. Для большого мира науки — никто.
14 июня 1873 года. У Генриха были именины. Однажды утром он заметил, что что-то светится на Земле. Он отправил всех рабочих домой, и они с женой начали раскапывать территорию. К своему великому удивлению, он наткнулся на настоящее сокровище.
Всего он откопал огромное количество драгоценностей, золотых и серебряных монет, золотых браслетов, диадем, фибул и много других ценных находок. Исследователь сразу понял, что только что нашел сокровище последнего царя Трои - Приама.
В какой-то момент он возложил драгоценности на голову и плечи Софии. Фотография, на которой госпожа Шлиман позже позирует в этом золотом украшении, стала одной из икон археологии.
К 1894 году Шлиман обнаружил остатки девяти городов, основанных на одном месте. Троя, описанная в «Илиаде», скорее всего, была шестым или седьмым городом, построенным на холме Гиссарлык.
По следам набатеев
Шлиману было всего пять лет, когда Иоганн Людвиг Буркхардт, первооткрыватель Петры, умер в возрасте всего 33 лет. Он не дожил до исследования своего города. Сегодня известно, что с 3 века до н.э. по 1 век н.э. Петра была столицей набатеев, древнего народа семитского происхождения. Сами жители называли его Разноцветным, только вело к нему узкое ущелье. Поэтому эту жемчужину пустыни не смогли завоевать ни Помпей Великий, ни Ирод, ни Клеопатра.
Город лежит на пересечении торговых путей из Индии в Египет, в период своего расцвета в нем проживало до 40 тысяч человек. Набатеи опирались на египетские, сирийские, греческие и римские влияния, создавая, среди прочего, оригинальные здания, высеченные в скале. Петра потеряла свою независимость в 106 году нашей эры, когда император Траян занял город.
Последними европейцами в Петре были средневековые крестоносцы. После этого сокровище пустыни перестало существовать для западного мира. Поэтому, когда Буркхардт стоял перед высеченным в скале храмом, он не понимал, что это за место. Он был осторожен.
Он с точностью описывал один объект за другим, отмечая, однако, что он немного боялся, как бы культурные чужаки не сочли его волшебником, ищущим сокровища. Перед своим безвременным уходом он заново открыл храмы Абу-Симбела в Нубии на территории современного Египта. Исследования в Петре начались только в 1965 году, через полтора века после его смерти.
Хираму Бингэму повезло больше. После открытия города на вершине перуанской горы в его следующей экспедиции участвовали Йельский университет и Национальное географическое общество, от которых исследователь получил грант в размере 10 000 долларов.
Гилберт Х. Гросвенор, в то время редактор журнала National Geographic, был в восторге. Насколько необычными должны были быть люди, построившие Мачу-Пикчу, если они построили такой город, где можно было спрятаться на вершине горы без стали, а только с каменными молотками и клиньями, писал он.
Мачу-Пикчу с готовностью уступил исследователям. В 1912 году участники экспедиции приступили к расчистке и картографированию города, на что ушло три года. Но ученые все еще не могут ответить на многие вопросы.
Вероятно, город был построен в 15 веке и заброшен спустя столетие. Население было небольшим, около тысячи человек. Верхние части комплекса предназначались для жрецов. Там, помимо прочего, находилась обсерватория и Храм Трех Окон, использовавшийся для поклонения Солнцу.
Бингем нашел в руинах более пяти тысяч различных предметов. И хотя вокруг этих находок и первооткрывателя Мачу-Пикчу было много споров (быстро появились другие исследователи, утверждавшие, что бывали в затерянном городе раньше), именно он вернул миру этот клочок земли.
В 2007 году город на вершине горы был включен в список семи новых чудес света. И хотя сегодня в мире интернета все легче терять надежду на новые открытия, археологи и отчаянные энтузиасты все еще не сдаются. В мире больше семи чудес.