"...Идет время, темнеют складки тела, утоньшается кожа, исчезают люди, с которыми провел годы, хотя многие еще живы, кончается жизнь, а еще раньше кончается страсть любить. Продлить ее можно лишь ценой мук, скитаний в непогоду, мучая себя и других людей, сокращая жизнь так, чтобы стала она короче любви. Но кто знает, может, самое горькое горе -- подрубить страсть, сразу лишить ее сил, которые прибывают от любовных встреч и быстро иссякают от встреч случайных... Страсть иссякнет, и все соки ее, иссохшей, достанутся жизни, и жизнь будет длиться еще долго, долго -- чтобы долго вспоминалась давно мертвая страсть..."
(А. Кабаков, "Самозванец")
Каждому человеку время от времени необходимо смотреться в зеркало, точнее, ему требуется взгляд со стороны. Хотя, не желая того, даже вглядываясь в самое что ни на есть настоящее зеркало, мы все равно делаем специальное лицо: и тут играем определенную роль. Литература -- это то же зеркало, в котором отражается, правда, один человек -- автор. Казалось бы, тогда почему это интересно кому-то еще? Чтение, на мой взгляд, -- это увлекательное подсматривание. Читатель в той роже, которую автор скорчил перед зеркалом, в этом, конечно, искаженном облике обнаруживает комплексы, размышления, глубокие побуждения, которые могут быть близки и ему.
Другое дело, что автор сознательно кривляется, выставляет себя напоказ. И подобный эксгибиционизм свойствен любой литературе, особенно лирической, которую и я делаю, где между героем и автором расстояние самое малое. И отношение автора к самым разным явлениям (совсем себя не изменишь, как ни кривляйся) сходно с отношением героя.
Думаю, женщине особенно любопытно подсматривать за теми отражениями автора-мужчины, которые связаны с его отношением к женскому роду, часто показным знанием дамской психологии.
На самом-то деле любой человек, кроме себя, никого глубоко не знает и знать не может. Оттого вся литература абсолютно эгоцентрична -- автор пишет о себе. Именно поэтому Флобер о мадам Бовари говорил: "Эмма -- это я". Да, мужчины мало понимают женщин. Вот чем объясняется огромное количество разочарований, трагедий. От этого незнания и начинается миф о загадочной женственности, которую с каждой новой встречей пытаешься разгадать, будто впервые.
"...Она познакомила меня с чем-то странным, неведомым до того: любовь, не отнимающая свободу. Но может ли это быть? И даже если может, хочу ли я именно этого? Не хочу ли я сам полного поглощения, рабства, хотя стоило кому-то попробовать взять надо мною власть, я начинал бешено сопротивляться, круша все и ломая..."
(А. Кабаков, "Последний герой")
Женщина -- это тот же самый мужчина, только... сделана природой гораздо слабее его. И именно это все определяет. В основе любого общественного продвижения, развития, в том числе творчества, лежит ceксyaльная энергия, следовательно -- агрессия. И можно тысячи раз говорить о том, что много веков женщин дискриминировали, подавляли -- потому так мало женских творческих открытий. Но в последние пятьдесят лет феминизм стал одним из основополагающих принципов устройства западного мира. А взять список нобелевских лауреатов в любой области за эти же пятьдесят лет -- дам там практически нет.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Записала Майя Чаплыгина (с) "Лилит"