Летний сад — жемчужина Санкт-Петербурга и одно из любимых мест отдыха петербуржцев и гостей нашего города. Мы приехали в Летний сад в день запуска фонтанов после долгой зимы.
Погода была переменчивой: то набегали темные тучи и сад становился «угрюмым», то выглядывало весеннее солнышко и от этого он казался светлым и прозрачным…
Петр I, основатель Петербурга, сам выбрал место для Летнего сада, и был автором его первого плана. В его разработке и осуществлении принимали участие многие архитекторы и садовники, как русские, так и иностранные. Первый сад столицы был разбит по образцу регулярных парков XVIII века.
Первое, что бросается в глаза - это решетка и ворота Летнего сада - произведение искусства. Их создал архитектор Ю. Фельтен в 1770-1784 годах.
Роберт Рождественский посвятил создателю этого чуда такие строки:
О, Фельтен! Как дивятся поколенья
Твоей решетке (век она жива!).
Когда сквозь тонко связанные звенья
Просвечивает сизая Нева.
Изящный рисунок решётки, композиция, соблюдение пропорций — всё это позволяет отнести ограду Летнего сада к самым выдающимся образцам классицизма, знаменитым, изысканным и многозначительным произведениям искусства, которые только создавались.
Цоколь и 36 колонн созданы из розового карельского гранита, который добывался в финских каменоломнях под Выборгом. Удивляет, как во второй половине XVIII столетия деревенские каменотесы из Путилово сумели создать такую красоту!
Каждая из круглых колонн украшена гранитными урнами и вазами с золочеными цветами из бронзы. Это добавляет сооружению аристократические черты.
Решетчатые звенья ковались мастерами вручную. Каждое звено сверху они украсили орнаментом с позолотой, в центральной части звеньев поместили золоченые розетки. Ажурный узор этого творения строг и красив. Сверху звенья из металла украшают золоченые пики.
Летний сад - сад мраморной скульптуры. Его коллекция уникальна, основная часть - работы итальянских мастеров конца XVII — начала XVIII веков. Приобретением скульптур в Италии в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов.
Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов, а к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.
Идем к Летнему дворцу Петра I – уникальному историко-архитектурному, мемориальному и художественному памятнику. Дворец, в виде голландского домика - одно из немногих сохранившихся сооружений петровского времени, построенный в 1711-1712 годах архитектором Доменико Трезини. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко. Вместе с окружающим дворец садом являлся летней резиденцией, в которой царская семья жила с мая по октябрь.
Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого #дворец кажется невысоким. Перед фасадом дворца установлена скульптурная группа "Мир и Победа".
Скульптурная аллегория посвящена знаменательному для России событию - победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.
Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны, которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован Гаванец – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий #корабль .
Внутри дворец украшали картины и зеркала, русские и голландские изразцы, резное дерево и лепка, в основном сохранившиеся до наших дней.
Интересны скульптурные портреты исторических деятелей.
***
Мне дом родной, мне мир родной
Твои спасительные сени.
Мой летний, зимний, мой сквозной
И мой единственно весенний!
Н. Галкина
По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания: такова серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства.
Любимые мои скульптуры "Аллегория Красоты" и "Аллегория Сладострастия". Они создана в соответствии с традициями XVIII века.
Скульптура "Аллегория Красоты" - аллегорическое изображение красоты в виде молодой женщины с белыми лилиями на голове.
Сладострастие представлено в виде молодой женщины, грудь которой целует голубь (атрибут древнегреческой богини Афродиты). Ногой Сладострастие попирает крокодила — символ страсти.
Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план, одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов.
Фонтан "Царицын", располагавшийся на первой площадке от Невы по Центральной аллее, был назван в честь Екатерины I. Здесь императрица обыкновенно встречала гостей, прибывавших в сад со стороны Невы.
Фонтан "Гербовый" находится на второй площадке. Свое название он получил благодаря резным двуглавым орлам, украшающим центр водомета. Гербы были вырезаны из дуба знаменитым мастером Кондратом Ганом, в 1721 году их инкрустировали заморскими раковинами.
Фонтан на третьей площадке называют "Восьмигранным". Предположительно он был сооружен в 1708 году.
Летний сад должен был стать идеальным местом #для отдыха . Парк сочетает в себе черты городской и загородной усадьбы. Просторные аллеи и площадки у фонтанов были предназначены для роскошных балов и гуляний.
Коллекция декоративной садовой скульптуры Летнего сада насчитывала более 200 статуй, бюстов и скульптурных групп. Не все они сохранились до наших дней.
Одни погибли во время наводнений, другие были переданы в пригородные дворцовые парки, а античные оригиналы статуй украсили залы Эрмитажа. После реставрации-реконструкции в Летнем саду находятся копии скульптур.
***
Летний сад. Бессонница поэтов!
Липы, соловьиные аллеи…
Северные тихие рассветы
Над тобой по-прежнему алеют…
Э. Дубровина.
Фонтан "Пирамида" находится на четвёртой площадке главной аллеи. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако Екатерина I захотела вместо него видеть здесь пирамиду. Считается, что проект этого источника был точной копией одноимённого фонтана Петергофа. Свое название он получил благодаря необычной форме, практически полностью повторившей #версальский "обелиск".
Несмотря на небольшие размеры, фонтан выглядит очень впечатляюще. Он привлекает оригинальной формой бассейна, выполненной в виде пирамиды-лабиринта из белоснежного мрамора, и ниспадающими ярусами тонкими струйками воды.
В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями.
Фонтан, расположенный в центре боскета "Крестовое гульбище" представляет собой статую Нереиды на пьедестале, у ног которой льется вода.
Первоначально в центре боскета "Крестовое гульбище" была установлена скульптура "Вера" работы итальянского скульптура Антонио Коррадини, которая до наших дней не сохранилась. При воссоздании фонтана была установлена статуя "Нереида" работы того же мастера из коллекции скульптур Летнего сада.
По античной мифологии нереиды - морские нимфы, покровительницы моряков, оберегающие их в дальних плаваниях.
Статуя "Нереида" находится на перекрестке четырех "крытых" коридоров из зеленых шпалер, которые от нее отходят.
Вид на боскет "Птичий (Зверовой)" двор.
Если заглянуть на боскет «Птичий двор", там можно увидеть красивый круглый фонтан, который украшает площадку возле боскета. В XVIII веке птичьи дворы и зверинцы были обязательным атрибутом регулярного сада.
В Летнем саду в Птичьем дворе содержались редкие животные и птицы: некоторые на свободе, другие в вольерах. Так, здесь жили орлы, черные аисты, журавли, а в башенке "Голубятни" — редкие породы голубей.
Приятно было прогуляться и посмотреть на птиц, а также насладиться прохладой у каменного фонтана.
Большинство статуй для Летнего сада приобретали по заказу Петра I в Италии, в мастерских известных скульпторов Д. Бонацца, П. Баратта, М. Гропелли. А. Тальяпьетра и других.
Боскет "Менажерийный пруд" происходит от французского "menagerie" - зверинец. В архитектуре термин "менажерия" означает домик для содержания птиц.
Искусственный водоем в виде правильного овала устроен в 1719-1720 годах. По периметру пруда располагалась трельяжная ограда и 8 "домиков" для уток и гусей редких пород. В центре беседка, где Петр I любил проводить время в одиночестве.
Пруд украшен декоративными вазами с двухглавым орлом.
Еще один боскет - "Французский партер", где в 1851-1855 годах скульптор П.К. Клодт установил памятник И.А. Крылову.
Идея воздвигнуть памятник русскому баснописцу возникла ещё в 1844 году. Тогда же стали собирать пожертвования на его сооружение. На пьедестале установлена реалистично исполненная скульптура: Крылов сидит в просторном пальто на камне и держит в руках раскрытую книгу.
Пьедестал из тёмно-серого сердобольского гранита украшен горельефными композициями, исполненными тем же Клодтом по рисункам А.А. Агина на сюжеты наиболее прославленных крыловских басен.
В боскете установлены скамейки, где можно отдохнуть и рассмотреть детали памятника - героев любимый с детства басен.
***
Как отощал за зиму Летний сад!
Печальный и болезненный, и хмурый
Смотрите: ведь на нем же нет лица!
Какая дистрофичная фигура!
Вам приходилось быть в Саду весной?
И с Мойки сквозь него Неву увидеть?
Он голый, он прозрачный, он иной -
Неузнаваем Сад в весеннем виде.
Здесь хочется порой грустить немножко,
Хрустя по лужам корочкой слюды.
До настоящих дней хранят дорожки
Евгения Онегина следы.
Во всем пространстве Сада только мы,
Лишь мы, а греко-римские скульптуры,
Скинхедов опасаясь, и зимы,
Попрятались в укромные конуры.
Весна начнет все с чистого листа
Наш Летний сад опять преобразится
Садовником при нем хочу я стать,
И безмятежно с зеленью возиться.
Как чудно пахнет прелью тут лесной!
Петру спасибо, Саду - он родитель.
Так, в Летнем не бывали Вы весной?
Мои рекомендации: зайдите!
Alexander Butenin «Весенне-летний сад».
Карпиев пруд относится к пейзажной части ансамбля Летнего сада. Расположен в южной части сада вблизи входа со стороны набережной реки Мойки. Он был создан в 1714—1716 годах как часть специально разработанной цепочки каскадных прудов, к которым также относились ныне не существующие Цветочный, Форелиев и Мельничный пруды. Эти водоемы были созданы как в мелиоративных целях, для осушения и благоустройства парковой зоны, так и для разведения рыбы.
Скоро в Карпиевом пруду будут проводить летние каникулы семейная пара лебедей Елисей и Любава. На нашей прогулке мы лебедей не видели - еще холодно. Ждем лета и теплой погоды...
Перед Карпиевым прудом на небольшой площадке у входа в Летний сад со стороны набережной Мойки в 1839 году была поставлена величественная Порфировая ваза – подарок шведского короля Карла XIV.
***
Все буду помнить Летний сад
И вазу гордую, как дева.
На красном цоколе, налево
От входа, где орлы парят.
Р. Рождественский.
Идем дальше по главной аллее и сворачиваем к скульптурной группе "Амур и Психея". Это одно из наиболее интересных в художественном отношении произведений в собрании скульптуры Летнего сада. Сюжетом для него послужила поэтическая легенда о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее.
По античной мифологии Психея - олицетворение человеческой души - и Амур - бог любви - символизируют безграничную преданную любовь.
А вот и партер — открытая часть сада, украшенная газонами, цветниками, фонтанами, статуями. В XVIII веке являлся обязательным элементом украшения регулярного сада. Парадный партер был воссоздан на его историческом месте по планам и рисункам XVIII века.
Интересна еще одна скульптурная группа "Похищение сабинянки" — сюжет из истории Древнего Рима, созданная неизвестным скульптором.
В партере кроме скульптуры находится самый красивый, изысканный и величественный фонтан Летнего сада - "Коронный". Воссозданный по образцам и наглядным материалам ранее существовавшего, но разрушенного фонтана, который блистал своим очарованием еще во времена Екатерины Великой, он до сих пор окутан духом того прекрасного времени.
Коронный фонтан был спроектирован архитектором Михаилом Земцовым в 1724 году по указу Петра, а построили его в 1725 году.
В центре круглого бассейна с четырьмя каскадами стоит облицованная туфом и украшенная маскаронами двухъярусная тумба, на которой расположены трубки. Струи фонтана в своем гармоничном ансамбле, переливаясь всеми цветами радуги, создают фигуру, похожую по форме на корону, отсюда и название - Коронный.
Золоченые маскароны - вид скульптурного украшения в форме головы человека или животного. За основу маскарона взят образец, найденный на территории Летнего сада в 1960-е годы.
У основания фонтан украшен большими морскими раковинами.
У фонтана установлены бюсты знаменитых философов: "Диаген", "Демокрит", Сенека" и др.
Еще одна скульптурная группа называется "Сатир и Вакханка".
Веселый древнегреческий бог Дионисий - покровитель виноделия и плодоносных сил земли много странствовал. Его сопровождали меданы или вакханки, посвятившие себя служение бога, а также сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами.
На скамеечке у партера можно насладиться журчанием воды.
***
Летний сад. Бессонница поэтов!
Липы, соловьиные аллеи…
Северные тихие рассветы
Над тобой по-прежнему алеют…
Э. Дубровина.
Конечно же, это не все скульптуры, которые украшают Летний сад. Если вам нравится эта мраморная завораживающая красота, приходите в сад. Лучше прийти к открытию, когда не так много людей и можно насладиться журчанием воды и пением птиц. Летний сад - любимое место у туристов.
Спасибо! Всего хорошего!
#летний сад #парки и зоны отдыха #парки санкт-петербурга #достопримечательности спб #путешествие #что посмотреть