Найти тему
IrLife_Санкт-Петербург

Весенний Летний сад.

Летний сад — жемчужина Санкт-Петербурга и одно из любимых мест отдыха петербуржцев и гостей нашего города. Мы приехали в Летний сад в день запуска фонтанов после долгой зимы.

Погода была переменчивой: то набегали темные тучи и сад становился «угрюмым», то выглядывало весеннее солнышко и от этого он казался светлым и прозрачным…

Лебяжья канавка
Лебяжья канавка

Петр I, основатель Петербурга, сам выбрал место для Летнего сада, и был автором его первого плана. В его разработке и осуществлении принимали участие многие архитекторы и садовники, как русские, так и иностранные. Первый сад столицы был разбит по образцу регулярных парков XVIII века.

Ворота Летнего сада
Ворота Летнего сада

Первое, что бросается в глаза - это решетка и ворота Летнего сада - произведение искусства. Их создал архитектор Ю. Фельтен в 1770-1784 годах.

Фрагмент ворот
Фрагмент ворот

Роберт Рождественский посвятил создателю этого чуда такие строки:

О, Фельтен! Как дивятся поколенья

Твоей решетке (век она жива!).

Когда сквозь тонко связанные звенья

Просвечивает сизая Нева.

Ворота Летнего сада
Ворота Летнего сада

Изящный рисунок решётки, композиция, соблюдение пропорций — всё это позволяет отнести ограду Летнего сада к самым выдающимся образцам классицизма, знаменитым, изысканным и многозначительным произведениям искусства, которые только создавались.

Ворота и решетка Летнего сада
Ворота и решетка Летнего сада

Цоколь и 36 колонн созданы из розового карельского гранита, который добывался в финских каменоломнях под Выборгом. Удивляет, как во второй половине XVIII столетия деревенские каменотесы из Путилово сумели создать такую красоту!

Фрагмент ворот
Фрагмент ворот

Каждая из круглых колонн украшена гранитными урнами и вазами с золочеными цветами из бронзы. Это добавляет сооружению аристократические черты.

Фрагмент ворот
Фрагмент ворот

Решетчатые звенья ковались мастерами вручную. Каждое звено сверху они украсили орнаментом с позолотой, в центральной части звеньев поместили золоченые розетки. Ажурный узор этого творения строг и красив. Сверху звенья из металла украшают золоченые пики.

Решетка Летнего сада
Решетка Летнего сада

Летний сад - сад мраморной скульптуры. Его коллекция уникальна, основная часть - работы итальянских мастеров конца XVII — начала XVIII веков. Приобретением скульптур в Италии в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов.

Слава. П. Баратта. Италия. Ок. 1718 г.
Слава. П. Баратта. Италия. Ок. 1718 г.

Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов, а к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.

Минерва. Т. Квеллинус. 1690-е годы
Минерва. Т. Квеллинус. 1690-е годы

Идем к Летнему дворцу Петра I – уникальному историко-архитектурному, мемориальному и художественному памятнику. Дворец, в виде голландского домика - одно из немногих сохранившихся сооружений петровского времени, построенный в 1711-1712 годах архитектором Доменико Трезини. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко. Вместе с окружающим дворец садом являлся летней резиденцией, в которой царская семья жила с мая по октябрь.

Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I

Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого #дворец кажется невысоким. Перед фасадом дворца установлена скульптурная группа "Мир и Победа".

Скульптурная аллегория посвящена знаменательному для России событию - победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.

"Мир и Победа". Аллегория Ништадтского мирп. П. Баратта. Италия, 1725 г.
"Мир и Победа". Аллегория Ништадтского мирп. П. Баратта. Италия, 1725 г.

Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны, которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован Гаванец – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий #корабль .

Летний дворец Петра I. Гаванец – искусственный водоем для небольших галер
Летний дворец Петра I. Гаванец – искусственный водоем для небольших галер

Внутри дворец украшали картины и зеркала, русские и голландские изразцы, резное дерево и лепка, в основном сохранившиеся до наших дней.

Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I

Интересны скульптурные портреты исторических деятелей.

Ян Собеский. Польский король. Неизвестный скульптор. Польша. Конец XVII в.
Ян Собеский. Польский король. Неизвестный скульптор. Польша. Конец XVII в.
Мария-Казимира, жена Яна Собеского. Неизвестный скульптор. Польша. Конец XVII в.
Мария-Казимира, жена Яна Собеского. Неизвестный скульптор. Польша. Конец XVII в.
Веспасиан, римский император. Италия, около 1717 г.
Веспасиан, римский император. Италия, около 1717 г.

Тит, римский император. Ф. Кабианка. Италия. Ок. 1717 г.
Тит, римский император. Ф. Кабианка. Италия. Ок. 1717 г.

***

Мне дом родной, мне мир родной

Твои спасительные сени.

Мой летний, зимний, мой сквозной

И мой единственно весенний!

Н. Галкина

Аллея сада
Аллея сада

По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания: такова серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства.

Аллегория дня. Италия. Начало XVIII в.
Аллегория дня. Италия. Начало XVIII в.

Любимые мои скульптуры "Аллегория Красоты" и "Аллегория Сладострастия". Они создана в соответствии с традициями XVIII века.

Аллея. Аллегории Сладострастия и Красоты
Аллея. Аллегории Сладострастия и Красоты

Скульптура "Аллегория Красоты" - аллегорическое изображение красоты в виде молодой женщины с белыми лилиями на голове.

Аллегория Красоты.  Дж. Зорзони. Италия. Ок. 1717 г.
Аллегория Красоты. Дж. Зорзони. Италия. Ок. 1717 г.

Сладострастие представлено в виде молодой женщины, грудь которой целует голубь (атрибут древнегреческой богини Афродиты). Ногой Сладострастие попирает крокодила — символ страсти.

Аллегория Сладострастия. Неизвестный скульптор. Италия. Ок. 1722 г.
Аллегория Сладострастия. Неизвестный скульптор. Италия. Ок. 1722 г.

Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план, одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов.

-25

Фонтан "Царицын", располагавшийся на первой площадке от Невы по Центральной аллее, был назван в честь Екатерины I. Здесь императрица обыкновенно встречала гостей, прибывавших в сад со стороны Невы.

Фонтан "Царицын"
Фонтан "Царицын"

Фонтан "Гербовый" находится на второй площадке. Свое название он получил благодаря резным двуглавым орлам, украшающим центр водомета. Гербы были вырезаны из дуба знаменитым мастером Кондратом Ганом, в 1721 году их инкрустировали заморскими раковинами.

Фонтан "Гербовый"
Фонтан "Гербовый"

Фонтан на третьей площадке называют "Восьмигранным". Предположительно он был сооружен в 1708 году.

Фонтан "Восьмигранный"
Фонтан "Восьмигранный"

Летний сад должен был стать идеальным местом #для отдыха . Парк сочетает в себе черты городской и загородной усадьбы. Просторные аллеи и площадки у фонтанов были предназначены для роскошных балов и гуляний.

-29

Коллекция декоративной садовой скульптуры Летнего сада насчитывала более 200 статуй, бюстов и скульптурных групп. Не все они сохранились до наших дней.

Помона. Ф. Кабианка. Италия. 1717 г.
Помона. Ф. Кабианка. Италия. 1717 г.

Одни погибли во время наводнений, другие были переданы в пригородные дворцовые парки, а античные оригиналы статуй украсили залы Эрмитажа. После реставрации-реконструкции в Летнем саду находятся копии скульптур.

Церера. Т. Квеллинус. 1690-е
Церера. Т. Квеллинус. 1690-е

***

Летний сад. Бессонница поэтов!

Липы, соловьиные аллеи…

Северные тихие рассветы

Над тобой по-прежнему алеют…

Э. Дубровина.

Фонтан "Пирамида"
Фонтан "Пирамида"
Флора. П. Баратта. Италия. Начало XVIII  в.
Флора. П. Баратта. Италия. Начало XVIII в.

Фонтан "Пирамида" находится на четвёртой площадке главной аллеи. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако Екатерина I захотела вместо него видеть здесь пирамиду. Считается, что проект этого источника был точной копией одноимённого фонтана Петергофа. Свое название он получил благодаря необычной форме, практически полностью повторившей #версальский "обелиск".

Фонтан "Пирамида"
Фонтан "Пирамида"

Несмотря на небольшие размеры, фонтан выглядит очень впечатляюще. Он привлекает оригинальной формой бассейна, выполненной в виде пирамиды-лабиринта из белоснежного мрамора, и ниспадающими ярусами тонкими струйками воды.

Фонтан "Пирамида"
Фонтан "Пирамида"

В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями.

-36

Фонтан, расположенный в центре боскета "Крестовое гульбище" представляет собой статую Нереиды на пьедестале, у ног которой льется вода.

Боскет "Крестовое гульбище"
Боскет "Крестовое гульбище"

Первоначально в центре боскета "Крестовое гульбище" была установлена скульптура "Вера" работы итальянского скульптура Антонио Коррадини, которая до наших дней не сохранилась. При воссоздании фонтана была установлена статуя "Нереида" работы того же мастера из коллекции скульптур Летнего сада.

Нереида. А. Коррадини. Италия. Ок. 1717 г.
Нереида. А. Коррадини. Италия. Ок. 1717 г.

По античной мифологии нереиды - морские нимфы, покровительницы моряков, оберегающие их в дальних плаваниях.

Боскет "Крестовое гульбище"
Боскет "Крестовое гульбище"

Статуя "Нереида" находится на перекрестке четырех "крытых" коридоров из зеленых шпалер, которые от нее отходят.

Боскет "Крестовое гульбище". Крылатый коридор
Боскет "Крестовое гульбище". Крылатый коридор

Вид на боскет "Птичий (Зверовой)" двор.

Сквозь решетку виден боскет "Птичий двор"
Сквозь решетку виден боскет "Птичий двор"

Если заглянуть на боскет «Птичий двор", там можно увидеть красивый круглый фонтан, который украшает площадку возле боскета. В XVIII веке птичьи дворы и зверинцы были обязательным атрибутом регулярного сада.

Боскет "Птичий (Зверовой) двор". Фонтан
Боскет "Птичий (Зверовой) двор". Фонтан

В Летнем саду в Птичьем дворе содержались редкие животные и птицы: некоторые на свободе, другие в вольерах. Так, здесь жили орлы, черные аисты, журавли, а в башенке "Голубятни" — редкие породы голубей.

Боскет "Птичий (Зверовой) двор"
Боскет "Птичий (Зверовой) двор"

Приятно было прогуляться и посмотреть на птиц, а также насладиться прохладой у каменного фонтана.

Боскет "Птичий (Зверовой) двор"
Боскет "Птичий (Зверовой) двор"

Большинство статуй для Летнего сада приобретали по заказу Петра I в Италии, в мастерских известных скульпторов Д. Бонацца, П. Баратта, М. Гропелли. А. Тальяпьетра и других.

Аллегория Архитектуры. П. Баратта. Италия. Ок. 1722 г.
Аллегория Архитектуры. П. Баратта. Италия. Ок. 1722 г.

Боскет "Менажерийный пруд" происходит от французского "menagerie" - зверинец. В архитектуре термин "менажерия" означает домик для содержания птиц.

Искусственный водоем в виде правильного овала устроен в 1719-1720 годах. По периметру пруда располагалась трельяжная ограда и 8 "домиков" для уток и гусей редких пород. В центре беседка, где Петр I любил проводить время в одиночестве.

Купол беседки
Купол беседки
Боскет "Менажерийный пруд"
Боскет "Менажерийный пруд"

Пруд украшен декоративными вазами с двухглавым орлом.

Боскет "Менажерийный пруд". Декоративная ваза
Боскет "Менажерийный пруд". Декоративная ваза
-50
Аллегория мореплавания. П. Баратта. Италия. До 1722 г.
Аллегория мореплавания. П. Баратта. Италия. До 1722 г.

Еще один боскет - "Французский партер", где в 1851-1855 годах скульптор П.К. Клодт установил памятник И.А. Крылову.

Вид на Боскет "Французский партер"
Вид на Боскет "Французский партер"

Идея воздвигнуть памятник русскому баснописцу возникла ещё в 1844 году. Тогда же стали собирать пожертвования на его сооружение. На пьедестале установлена реалистично исполненная скульптура: Крылов сидит в просторном пальто на камне и держит в руках раскрытую книгу.

Боскет "Французский партер". Памятник И.А. Крылову
Боскет "Французский партер". Памятник И.А. Крылову

Пьедестал из тёмно-серого сердобольского гранита украшен горельефными композициями, исполненными тем же Клодтом по рисункам А.А. Агина на сюжеты наиболее прославленных крыловских басен.

Боскет "Французский партер". Памятник И.А. Крылову. Фрагмент
Боскет "Французский партер". Памятник И.А. Крылову. Фрагмент
Боскет "Французский партер". Памятник И.А. Крылову. Фрагмент
Боскет "Французский партер". Памятник И.А. Крылову. Фрагмент

В боскете установлены скамейки, где можно отдохнуть и рассмотреть детали памятника - героев любимый с детства басен.

Боскет "Французский партер". Скамейки для отдыха
Боскет "Французский партер". Скамейки для отдыха
Беллона. А. Тальяпьетра. Италия. Ок. 1718 г.
Беллона. А. Тальяпьетра. Италия. Ок. 1718 г.

***

Как отощал за зиму Летний сад!

Печальный и болезненный, и хмурый

Смотрите: ведь на нем же нет лица!

Какая дистрофичная фигура!

Вам приходилось быть в Саду весной?

И с Мойки сквозь него Неву увидеть?

Он голый, он прозрачный, он иной -

Неузнаваем Сад в весеннем виде.

Здесь хочется порой грустить немножко,

Хрустя по лужам корочкой слюды.

До настоящих дней хранят дорожки

Евгения Онегина следы.

Во всем пространстве Сада только мы,

Лишь мы, а греко-римские скульптуры,

Скинхедов опасаясь, и зимы,

Попрятались в укромные конуры.

Весна начнет все с чистого листа

Наш Летний сад опять преобразится

Садовником при нем хочу я стать,

И безмятежно с зеленью возиться.

Как чудно пахнет прелью тут лесной!

Петру спасибо, Саду - он родитель.

Так, в Летнем не бывали Вы весной?

Мои рекомендации: зайдите!

Alexander Butenin «Весенне-летний сад».

Сивилла Ливийская. Дж. Зорзони. Италия 1717 г.
Сивилла Ливийская. Дж. Зорзони. Италия 1717 г.

Карпиев пруд относится к пейзажной части ансамбля Летнего сада. Расположен в южной части сада вблизи входа со стороны набережной реки Мойки. Он был создан в 1714—1716 годах как часть специально разработанной цепочки каскадных прудов, к которым также относились ныне не существующие Цветочный, Форелиев и Мельничный пруды. Эти водоемы были созданы как в мелиоративных целях, для осушения и благоустройства парковой зоны, так и для разведения рыбы.

Скоро в Карпиевом пруду будут проводить летние каникулы семейная пара лебедей Елисей и Любава. На нашей прогулке мы лебедей не видели - еще холодно. Ждем лета и теплой погоды...

Карпиев пруд.
Карпиев пруд.

Перед Карпиевым прудом на небольшой площадке у входа в Летний сад со стороны набережной Мойки в 1839 году была поставлена величественная Порфировая ваза – подарок шведского короля Карла XIV.

***

Все буду помнить Летний сад

И вазу гордую, как дева.

На красном цоколе, налево

От входа, где орлы парят.

Р. Рождественский.

Порфировая ваза
Порфировая ваза
Центральная аллея Летнего сада
Центральная аллея Летнего сада
-62

Идем дальше по главной аллее и сворачиваем к скульптурной группе "Амур и Психея". Это одно из наиболее интересных в художественном отношении произведений в собрании скульптуры Летнего сада. Сюжетом для него послужила поэтическая легенда о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее.

Амур и Психея. Школа Бернини. Италия. Конец XVII в.
Амур и Психея. Школа Бернини. Италия. Конец XVII в.

По античной мифологии Психея - олицетворение человеческой души - и Амур - бог любви - символизируют безграничную преданную любовь.

Амур и Психея
Амур и Психея

А вот и партер — открытая часть сада, украшенная газонами, цветниками, фонтанами, статуями. В XVIII веке являлся обязательным элементом украшения регулярного сада. Парадный партер был воссоздан на его историческом месте по планам и рисункам XVIII века.

Интересна еще одна скульптурная группа "Похищение сабинянки" — сюжет из истории Древнего Рима, созданная неизвестным скульптором.

Похищение Сабинянки. Неизвестный скульптор. Италия. XVIII в.
Похищение Сабинянки. Неизвестный скульптор. Италия. XVIII в.

В партере кроме скульптуры находится самый красивый, изысканный и величественный фонтан Летнего сада - "Коронный". Воссозданный по образцам и наглядным материалам ранее существовавшего, но разрушенного фонтана, который блистал своим очарованием еще во времена Екатерины Великой, он до сих пор окутан духом того прекрасного времени.

Похищение Сабинянки. Коронный фонтан
Похищение Сабинянки. Коронный фонтан

Коронный фонтан был спроектирован архитектором Михаилом Земцовым в 1724 году по указу Петра, а построили его в 1725 году.

Летний сад. Фонтан "Коронный"
Летний сад. Фонтан "Коронный"

В центре круглого бассейна с четырьмя каскадами стоит облицованная туфом и украшенная маскаронами двухъярусная тумба, на которой расположены трубки. Струи фонтана в своем гармоничном ансамбле, переливаясь всеми цветами радуги, создают фигуру, похожую по форме на корону, отсюда и название - Коронный.

Золоченые маскароны - вид скульптурного украшения в форме головы человека или животного. За основу маскарона взят образец, найденный на территории Летнего сада в 1960-е годы.

Фонтан "Коронный".  Маскароны
Фонтан "Коронный". Маскароны

У основания фонтан украшен большими морскими раковинами.

Фонтан "Коронный"
Фонтан "Коронный"

У фонтана установлены бюсты знаменитых философов: "Диаген", "Демокрит", Сенека" и др.

Диоген, древнегреческий философ. О. Маринали. Италия. Начало XVIII  в.
Диоген, древнегреческий философ. О. Маринали. Италия. Начало XVIII в.

Еще одна скульптурная группа называется "Сатир и Вакханка".

Скульптурная группа " Сатир и вакханка". Неизв. скульптор. Италия. Нач. XVIII в.
Скульптурная группа " Сатир и вакханка". Неизв. скульптор. Италия. Нач. XVIII в.

Веселый древнегреческий бог Дионисий - покровитель виноделия и плодоносных сил земли много странствовал. Его сопровождали меданы или вакханки, посвятившие себя служение бога, а также сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами.

" Сатир и вакханка".
" Сатир и вакханка".

На скамеечке у партера можно насладиться журчанием воды.

Скамейка у партера
Скамейка у партера

***

Летний сад. Бессонница поэтов!

Липы, соловьиные аллеи…

Северные тихие рассветы

Над тобой по-прежнему алеют…

Э. Дубровина.

Весенний "прозрачный" Летний сад
Весенний "прозрачный" Летний сад
 Вертумн. Ф. Кабианка. Италия. 1717 г.
Вертумн. Ф. Кабианка. Италия. 1717 г.

Конечно же, это не все скульптуры, которые украшают Летний сад. Если вам нравится эта мраморная завораживающая красота, приходите в сад. Лучше прийти к открытию, когда не так много людей и можно насладиться журчанием воды и пением птиц. Летний сад - любимое место у туристов.

Спасибо! Всего хорошего!

#летний сад #парки и зоны отдыха #парки санкт-петербурга #достопримечательности спб #путешествие #что посмотреть