Найти тему
Загадки истории

Каким было пророчество Бисмарка в отношении России

Оглавление

«Умом Россию не понять…», - написал классик. И Отто фон Бисмарк прекрасно это осознавал или, если хотите, чувствовал. Мысли канцлера всегда крутились вокруг России.

Вообще. Бисмарк – удивительный человек в том плане, что он всегда уважал и, может быть, любил нашу страну. С другой стороны, Отто всегда по долгу службы должен был защищать интересы своей страны. Это не обсуждалось. И мыслей не было у Бисмарка навредить своей родине.

В 1871 году сформировалась Германская империя, которая укрепилась за счет присоединения земель соседних государств. В воздухе чувствовалось что-то такое… говорящее о скорой войне с Россией. Не могли две империи не столкнуться – так тогда казалось. Но у Бисмарка был свой взгляд на геополитику.

Посол в России

Отто фон Бисмарк в 1859 году был отправлен представителем Германии в Россию, в Санкт-Петербург.

Это даже может показаться забавным: дело в том, что Бисмарк в своей жизни всегда занимался немного не тем, чем хотел.

Когда он был канцлером Германии, то на него давили, ему намекали, что нужно выступить против России, разделаться с этой державой на самом краю Европы, перекидывающейся в Азию. Отто этого явно не хотел. Но Россия ему, несомненно, покоя не давала.

Когда Бисмарк был послом в нашей стране, то он не хотел быть послом. Дело в том, что взгляды у Отто на международную политику сильно отличались от официальных германских. Бисмарку приходилось самого себя сдерживать. Делал он это непоследовательно. Чуть позже объясню.

Пока же хочу заметить, что Бисмарка и в Россию-то отправили потому, что в Германии он многим мешался. С глаз долой, как говорится.

Поверил в Россию

Еще раз вспомним, что умом Россию не понять. Бисмарк не собирался этого делать. Он «душой познавал» нашу страну.

Одно из косвенных тому доказательств: Отто очень быстро выучил русский язык. Около четырех месяцев будущий канцлер Германии на это потратил. Бисмарк сначала занимался самостоятельно, а потом нанял студента Владимира Алексеева, который, помимо прочего, был еще и правоведом.

Однажды император Александр Второй общался с министром иностранных дел Горчаковым. При этом присутствовал Бисмарк. Александр заметил, что германский посол внимательно слушает русскую речь. Император спросил: «Вы понимаете по-русски?». Бисмарк кивнул.

Будущий канцлер Германии пробыл в России около трех лет. При этом он проникся страной. Он знал язык, он часто беседовал с императором, он обсуждал с Горчаковым не только рабочие моменты. Пожалуй, не было еще в России иностранного посла, который был бы настолько погружен в жизнь страны, в которой приходилось работать.

Что случилось потом?

-2

Власть Бисмарка

Когда Отто пришел к власти, то он старался не обижать Россию и русских. Наоборот. Благодаря его усилиям Россия вновь обрела флот на Черном море. Лондонская конвенция аннулировала положения Парижского договора, появившегося годом ранее.

Бисмарк прекрасно понимал, что, исходя из исторических тенденций, великая империя не может обойтись без войн. Но он предостерегал всех своих сторонников и даже противников: «Воспринимать Россию как источник постоянной угрозы – это путь в никуда». Ничего не напоминает? Идем дальше.

В 1872 году встретились три императора: германский, австрийский, российский. Они, можно говорить, договорились об условиях коллективной безопасности в Европе. Может быть, это звучит громко. Но на тот момент эти три страны могли обеспечить спокойствие в мире и адекватное развитие своё и остальных.

Однако европейские державы не были удовлетворены положением дел на мировой арене. Россию опять начали «поддавливать». В частности, Англия с Турцией. Германия не могла оставаться в стороне как центральное государство в Европе.

И все же Бисмарк в итоге пришел к тому, что конфликтовать с Россией не стоит. В 1887 году был заключен «Договор перестраховки», согласно которому:

· Германия и Россия брали на себя обязательства не вступать в конфликт с третьей стороной, кроме случаев, если Германия нападет на Францию, а Россия – на Австро-Венгрию;

· Германия обязывалась также дипломатически помогать России, если та захочет овладеть проливами, ведущими к Средиземному морю.

· Россия давала полную свободу действий Германии в отношении Франции, кроме военных действий.

В 1888 году министр иностранных дел Австро-Венгрии граф Кальноки заявил, что Россия будет разгромлена. На это Бисмарк ответил, что не нужно тешить себя надеждой, что Россия не восстановится.

В мемуарах канцлер Германии писал:
«Не надейтесь, что, единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».