Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Тренировочный вариант ОГЭ по русскому языку (Вариант 2 "Мачты". Продолжение)

Сначала немного о том, с чего начались мои авторские варианты ОГЭ. Появился у меня в феврале девятиклассник с незамутненным сознанием: не отличает простое предложение от сложного, причастный оборот от деепричастного, определение от обстоятельства - перечень проблем можно продолжать до бесконечности. Там везде одна сплошная проблема.

Времени мало, но при желании хотя бы с синтаксисом можно попробовать разобраться. Да вот беда: желания - кот наплакал. Сначала мальчик "радовал" меня списанными изложениями и сочинениями. А потом и дальше пошёл: делаем цыбульковский вариант ОГЭ - ни одной ошибки, на следующем уроке - другой вариант: опять всё идеально. Тут-то я и насторожилась: даже "старые" девятиклассники, с которыми с сентября занимаемся, а то и с восьмого класса, в каких-то местах могут ошибиться, а этот, глядите-ка, за месяц занятий со мной как резко поумнел. И понадобился мне вариант, к которому в интернете ни ответов, ни объяснений. Где его взять? Придумать самой. Так появился мой первый вариант ОГЭ:

С учеником я рассталась, кстати. Ибо не умею учить тех, кто не хочет учиться. Печали по поводу расставания не испытываю - одно сплошное облегчение. А ещё радость, что благодаря этому девятикласснику появилась идея сделать сборник тематических вариантов ОГЭ, объединенных темой моря, парусов и творчеством Владислава Крапивина.

К сентябрю хочу попробовать сделать 10 вариантов (а может быть, и больше) и издать их на сайте "Могу писать". Пока там в книжном магазине можно приобрести мои пособия для подготовки к ЕГЭ:

Пунктуационный анализ текста. Задание 21
Синтаксические нормы. 8-е задание в ЕГЭ

А теперь обещанное продолжение варианта "Мачты"

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Начало варианта можно найти здесь:

Прочитайте текст и выполните задания 6–9

(1)В комнате деда висела над письменным столом карта полушарий. (2)Небольшая, чуть шире развернутой газеты. (3)Желтовато-серая, с мелкой россыпью названий и бледными очертаниями материков. (4)Очень потрепанная — с протертыми до холщовой подкладки сгибами, с неровными, как осколочные пробоины, дырами на пересечении этих сгибов. (5)Вверху было написано: «Изображенiе Земнаго Шара совключенiемъ новЪйших открытiй. Ст-Петербургъ 1814».

(6)Дед однажды объяснил Кинтелю, что карта осталась от важного чиновника, который жил в этом кирпичном двухэтажном доме в давнее-давнее время. (7)Напечатали карту в том году, когда Александр Сергеевич Пушкин учился в школе, которая называлась лицеем, а русская армия разгромила Наполеона и вошла в Париж.

(8)— И было еще много неоткрытых островов и земель. (9)Видишь, даже Антарктиды тут нет, пустое море…

(10)Пятилетний Кинтель уже знаком был с Пушкиным — по сказкам. (11)Слышал кое-что и про войну с Наполеоном. (12)Знал и об Антарктиде: это большая ледяная страна, где поселок Мирный и пингвины (а белых медведей там нету). (13)На нынешних картах Антарктиду рисуют внизу, в отличие от похожей по названию Арктики, которая наверху…

(14)Когда дед ушел, Кинтель решил исправить географическое упущение. (15)Взял синий карандаш, помусолил его и собрался изобразить шестую часть света, как подсказывала фантазия. (16)Однако нижний край карты висел у самой кромки стола, рисовать неудобно. (17)И Кинтель, сидя на столе как в песочнице, отвлекся, начал разбирать мелкие буковки названий.

(18)В верхней части Африки с частыми веснушками клопиных и мушиных следов он прочитал: «Сахара или Песчан. степь». (19)Кинтель знал, что Сахара — громадная. (20)Надпись же была до обидного маленькая, не соответствовала масштабу великой пустыни. (21)И Кинтель (помусолив карандаш заново) вывел жирными печатными буквами: САХАРА.

(22)Он заканчивал последнюю 'А', когда вошла бабушка. (23)Кинтель был снят со стола за штаны и воротник, награжден шлепком и отправлен в угол с приказом стоять и размышлять о своем пакостном поведении. (24)Кинтель был человек спокойный и разумный. (25)Он понимал, что в этом случае бесполезно сопротивляться и хныкать. (26)Такое на бабушку не действовало. (27)Поэтому Кинтель стал стоять и размышлять. (28)Но не о поведении, которое считал не пакостным, а разумным (только бабушке это не объяснишь). (29)Он размышлял о названии «Сахара», похожем на «сахар». (30)Нетрудно было предположить, что пустыня (или «песчан. степь») покрыта сыпучим сахаром, который тоже называется «песок» (бабушка часто досадовала: «В гастрономе с утра песок давали, а я опять прозевала»). (31)От этого пустыня — белая и слепящая, как снежное поле, только там не мороз, а, наоборот, страшная жара. (32)От жары и липкой сладости хочется пить… Кинтель стоял, облизывался и вздыхал.

(По В.Крапивину *)

*Владислав Крапивин — детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог. Неформальный лидер детского движения на Урале, создавший в Свердловске детский разновозрастной отряд «Каравелла».

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старая карта полушарий, висевшая в комнате деда над письменным столом, была большая и занимала почти полстены.

2) Карта осталась от прежнего жильца - важного чиновника, который жил в этом деревянном двухэтажном доме очень давно.

3) Карта была напечатана в том году, когда Александр Сергеевич Пушкин окончил лицей, а русская армия разгромила Наполеона и вошла в Париж.

4) Когда дед ушёл, Кинтель решил дорисовать на старой карте синим карандашом Антарктиду.

5) Бабушка наказала Кинтеля за то, что он испортил карту.

Ответ: _____________________________

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Желтовато-серая, с мелкой россыпью названий и бледными очертаниями материков.

2) Очень потрепанная — с протертыми до холщовой подкладки сгибами, с неровными, как осколочные пробоины, дырами на пересечении этих сгибов.

3) Взял синий карандаш, помусолил его и собрался изобразить шестую часть света, как подсказывала фантазия.

4) И Кинтель, сидя на столе как в песочнице, отвлекся, начал разбирать мелкие буковки названий.

5) От этого пустыня — белая и слепящая, как снежное поле, только там не мороз, а, наоборот, страшная жара.

8. Лексический анализ.

Найдите в предложениях 6-8 слово, употреблённое в значении «Уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы, построенное по математическому закону на плоскости и показывающее посредством условных знаков размещение и свойства объектов, связанных с этими поверхностями». Выпишите это слово.

Ответ: _____________________________

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет» (картаслов.ру).

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Кинтель знал, что Сахара — громадная. Надпись же была до обидного маленькая, не соответствовала масштабу великой пустыни. И Кинтель (помусолив карандаш заново) вывел жирными печатными буквами: САХАРА»

9.3. Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку воображение?»

Текст, мне кажется, несложный, но некоторые ученики ошибались в заданиях 6-7. Восьмое совсем простое - наверное, надо будет что-нибудь позатейливее придумать со временем.