Найти тему
Две Войны

«Как сейчас показывают немецких солдат- неправда. На деле они были абсолютно другими!»- танкист ИС-2 рассказал о боях в Европе

Оглавление

Лев Петрович Кашицын родился в 1926 г. в Ульяновске. Его отец, 1904 г.р., в 1941-м ушёл на фронт, и в ноябре 43-го от него перестали приходить письма. А в декабре того же года пришло письмо из Житомирской области, от местных жителей, сообщавших о гибели отца и месте его захоронения.

Лев Петрович в то время уже стал курсантом Ульяновского танкового училища – несмотря на то, что ему было всего 16 лет! В мае 1943-го, сразу после окончания 10 класса, аттестат получил в школе и сразу пришёл в танковое училище вместе с 5-ю одноклассниками.

✅В нашем телеграмм-канале Вы найдете другие интересные статьи на тему советской истории, истории мировых войн, а также крупнейших сражениях нашей армии, рекомендую! ⬇⬇⬇
Переходите по
этой ссылке

Младший лейтенант и командир танка – уже в неполные 18 лет

Начальник училища генерал Кашуба, Герой Советского Союза, потерявший в Финляндии ногу, сначала не хотел принимать таких зелёных юношей, но потом, во время второй встречи, присмотрелся к ним и распорядился принять.

Трое из этих одноклассников Кашицына в 1945-м году погибли на фронте, а трое остались живы, и впоследствии окончили академию.

Ребята учились в основном на КВ-1С, на командира танка. Водили очень много. И не только танки КВ, но и Т-26, БТ-7, а также немецкие Т-III и Т-IV. Была серьёзная физподготовка – кроссы, а зимой лыжные марши до 20 км.

Лев Кашицын. Фото в свободном доступе.
Лев Кашицын. Фото в свободном доступе.

Курсантов обучали разбирать и собирать все агрегаты ходовой части, заменять торсионы, балансиры на всех видах танков. Заменить гусеницу, каток, отрегулировать зажигание, топливный насос – вот какие билеты были на госэкзаменах. К концу обучения ребята всё это могли сделать своими руками.

Выпустить их должны были в мае 1944-го. Но в начале 1944-го года в училище пришли новые танки ИС-2, и курсантам добавили еще 2 месяца на их изучение. Закончили в итоге только в сентябре 1944-го года.

«18 октября мне, несовершеннолетнему, присвоили звание младшего лейтенанта. Я был самым молодым офицером».

Бои на Одерском плацдарме

В Челябинске были сформированы экипажи, которые получили танки ИС-2. Из них потом, под Москвой, был организован 89-й отдельный гвардейский танковый полк: 4 роты по 5 танков. Неделю проводили стрельбы, а потом отправились на Первый Белорусский фронт.

Вошли в состав 5-й ударной армии, и приняли первый бой в январе 1945 года.

«Только мы перешли границу нам задача – на Одер. Мы по Польше шли, ни в какие бои не ввязываясь – некогда, и нас боялись, такое огромное количество танков шло. За сутки проходили до 70 км. И 29 января 1945 г. вышли к реке Одер».
ИС-2. Фото в свободном доступе.
ИС-2. Фото в свободном доступе.

Переправы нашим войскам долго не получалось навести. Немцы всё время бомбили. Чтобы им помешать, ставили дымовую завесу. У строителей был тяжелейший труд – забивать сваи в дно реки вручную.

Но построили первый мост. 10 танков Т-34 прошли. ИС-2 тяжелее, но пять танков потихоньку переправились. Закрепились на плацдарме, а тут лёд тронулся и снёс мост. Начали строить второй. Немцы не прекращали бомбить и обстреливать, поэтому сапёров много погибло.

Плацдарм был полтора километра в ширину. Танкисты там несколько домов заняли. Затем начали бои. Снаряды им подвозили на катерах.

«Катера идут к плацдарму, но к берегу-то не подходят. У них осадка 1-1,5 м минимум. И они останавливаются далеко от берега. Одеваешь комбинезон, ватник и в воду. Таскали все, кроме механиков-водителей. Придёшь, вся одежда мокрая. Но никто не болел. Хоть бы насморк был у кого! Никто даже не чихнул»,– вспоминает Лев Петрович.

Там произошёл следующий удивительный случай.

Держали плацдарм, и пустили разведку боем – несколько Т-34. Два из них подбили, сразу один за другим. Где-то в кустах был зарыт и хорошо замаскирован немецкий танк «Тигр». Пушка у него мощная, оптика – великолепная. Два Т-34 горят, и никому из танкистов не видно, где он там.

И вот надо же: летят 2 наших штурмовика Ил-2. А радист пехоты сидит, связь держит и вдруг слышит, как их пилоты между собой переговариваются. Радист говорит в эфир: «Ребята, вот немецкий танк подбил наших». Ведущий ведомому: «Что такое? Ты слышал?» Тот отвечает: «Да». Радист им: «Ребята. Вот дом с красной крышей, а за ним сад и там где-то немецкий танк спрятался. Он две 34-ки подбил». Они развернулись, и подбили этот «Тигр» с воздуха. Им он сверху был хорошо виден.

ИС-2. Фото в свободном доступе.
ИС-2. Фото в свободном доступе.

«Сами, без поддержки пехоты, старались не ходить»

Вообще, с немецкими танками и самоходками сталкивались нечасто. Ощущалось явно, что немцы уже не имели большого количества бронетехники – с нами сравниться они уже не могли. Поэтому им приходилось прятаться и действовать из засад. Однажды пехотинцы увидели, где стоит замаскированный танк, и показали:

«Я посмотрел в прицел – хорошо видно, танк стоит. Что он там делает? Я прицелился и выстрелил. Попал ему в борт, взорвалось внутри и башню снесло. Вот такой был случай».

В другом танк Кашицына, совместно с другими машинами, подбил две немецкие самоходки. Правда, и сам был подбит. Получилось это так: утром, когда туман растаял, довольно близко, в метрах пятистах, наши танкисты увидели немецкие самоходки. Две из них было подбито сразу, а третья успела танк Кашицына подбить, и он сгорел. Экипаж уцелел: вовремя успели выбраться. А сразу после боя им дали другой танк.

Лев Петрович с недоверием и иронией относятся к таким случаям «киношного» героизма, когда танк подбит, горит, а наводчик продолжает стрелять.

«Когда танк горит, куда стрелять-то можно? Там ничего не видно и дышать невозможно в нём».
ИС-2. Фото в свободном доступе.
ИС-2. Фото в свободном доступе.

Но в целом, ИС-2 был малоуязвим для врага. Его очень тяжело было подбить, а в лоб так вообще невозможно. В полку всего до конца войны были уничтожены всего четыре танка, а так – бывало, гусеницы снарядом срывало, и всё, но не подбивали.

Из этих четырёх танков – два были Кашицына. Один – подбила немецкая самоходка, а другой подорвался на мине. Но Лев Петрович говорит – не по моей вине. Дело было так:

Приказали наступать по полю. Кашицын возражал: «Оно заминировано!» В ответ: «Вперёд!» Пошли. Дорога была между двумя озёрами. Впереди шла самоходка СУ-76. Вдруг прогремел взрыв, и от неё в буквальном смысле только куча лома осталась. Оказалось, что этот проход был заложен фугасными бомбами.

Впереди метрах в восьмистах виднелась железная дорога. Вдоль неё вырыто ограждение. И немцы нахально выглядывают оттуда и показывают кулак. Приказали наступать туда.

«Я говорю: «Товарищ майор, наверняка поле заминировано. Видите, как они себя ведут?» - «Давай!» - говорит».

Поехал, не стреляя, с открытым люком. Метров пятьдесят проехал и подорвался на мине. Один опорный каток сорвало, в экипаже никто не пострадал – оглушило только. Танк тягачи вытащили. А экипажу Кашицына другой танк дали.

Л.П. Кашицын. Фото в свободном доступе.
Л.П. Кашицын. Фото в свободном доступе.

Для ИС-2 главное было найти цель, установить, где она, и всё. Сами искали и пехота, которую танкисты поддерживали. А немецкие танки, даже «Тигры» – они бегали от ИС-2 и старались действовать издалека, да из засады.

Сами, без помощи пехоты старались не ходить. В особенности по «зелёнке» – чтобы не напороться на засаду. Однажды подъехали к лесу – глядь, а пехота лежит. В лес идти без неё нельзя. Ротный послал Кашицына узнать у пехотинцев: в чём дело, почему лежим?

«Я бегу через поле. Меня обстреливают. В руках держу пистолет. Думаю – я сейчас, как офицер, подниму пехоту в атаку. Подбежал к окопам – а там ужас сколько побитых и раненых людей. Старшина раненый говорит: «Вон там дзот? Он чешет нас до леса метров, наверное, за 50. Мы не добежим. Нас всех положат». Я говорю: «Так почему же вы не дали сигнала? Красная ракета есть?»

Нашли красную ракету. Пустили её в направлении того дзота. Обратно Кашицын даже не успел возвратиться. Пара выстрелов из ИС-2 – и нет того дзота, пехота встала и пошла.

Прицельная боевая дальность стрельбы ИС-2 составляла где-то один километр. Считается, что два километра. Однако с двух километров плохо видно, и надо ещё нужное поле обзора иметь. У «Тигров» оптика была лучше. На советских танках подобная появилась уже только после войны.

В наградном листе написано, что Кашицын уничтожил девять противотанковых пушек противника. Сам Лев Петрович к этим записям относится с иронией: кто там считал, сколько чего подбили и уничтожили? Записали в штабе, что подбил 9 немецких пушек, а сколько их было на самом деле – кто знает?

🔵«Наши винтовки отличные, но было 2 важных недостатка, по которым они уступали немецким»- откровенный рассказ снайпера СССР

Л.П. Кашицын. Фото в свободном доступе.
Л.П. Кашицын. Фото в свободном доступе.

Кашицын был ранен один раз, шальным осколком. В медсанбат не пошёл. Перебинтовали и всё. Не хотел бросать своих ребят. Не хотел выбывать из строя и потому, что война заканчивалась – на Берлин шли.

Впрочем, в самом штурме германской столицы ему участвовать не довелось. Он попал в состав тех подразделений, которые на южных подступах к Берлину были оставлены для сдерживания возможного контрнаступления армии Венка. Но его не последовало: немцы не решились этого сделать, и уже торопились сдаться в плен к американцам.

Кстати, об американцах Кашицын остался не лучшего мнения. Очень высокомерно они себя вели, на его взгляд. Но на их стороне были огромные материальные средства, как ни у кого другого.

Американские самолёты летали просто чудовищными армадами. Сотни самолётов сразу! Когда летали ночью – ни один немецкий прожектор не зажигался. Немцы боялись, что одного или двух собьёшь, но всё равно такая армада тебя неминуемо разбомбит.

А вот к немцам как к солдатам относился с уважением «Про солдата немецкого сказать, что он плохо воевал, нельзя. Они были верны присяге до последнего». Глупо, что в фильмах немцев выставляют иногда какими-то идиотами или психопатами. А они были очень умным и умелым противником.

Но никаких шансов на победу в войне с СССР у них не было – даже когда первый блицкриг 1941 года начал одерживать успехи. Стратегия Гитлера и германской военщины была авантюрной, хоть им и удалось создать самую сильную армию, а также привлечь на свою сторону некоторые другие страны.

Лев Петрович выразился образно: «Всю ситуацию 1941-го года и войну можно описать так: спал богатырь, подошла шпана. Ему в глаза насыпали песку. Пока он протирал глаза, они его били. Богатырь глаза протёр и дал шпане то, что она заслуживала».

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, насколько боеспособен был ИС-2?