Кто такой Ленин — мои внуки не знают, они маленькие и в школе еще не проходили.
Ну а те из вас, кто понимает — о ком речь, наверняка не знали, что однажды Мавзолей был пуст, а тело вождя находилось у нас в городе.
3 июля 1941 года Мавзолей опустел. Согласно акту на основании приказа наркома госбезопасности № 00255 были отправлены в Тюмень тело, пуля, извлечённая из тела Ленина при ранении, сердце и препараты мозга, а также журнал манипуляций персонала, отвечавшего за бальзамирование.
Руководство операции было возложено за заместителя коменданта Кремля, старшего майора госбезопасности Д. Н. Шадрина. Специальная сцепка из трех вагонов, в которых разместились тело В. И. Ленина, лаборатория профессора Б. И. Збарского и его сотрудники, а также охрана во главе с комендантом Мавзолея старшим лейтенантом госбезопасности Кирюшиным, отправились в Тюмень.
Для эвакуации тела вождя использовалось целых три поезда специального назначения. Первый вез многочисленную охрану и двигался на один перегон впереди. Во втором – главном, покоилось тело Ленина, там же ехал и весь обслуживающий персонал. И, наконец, третий поезд, с охраной, следовал на перегон сзади.
Перед отправкой специальная комиссия часами проверяла каждый болт, каждую заклепку на паровозах и вагонах. Под конец сами чекисты подписали акт о техническом состоянии спецпоездов, чего раньше никогда не делалось. Обычно, при следовании особо важных грузов, акт составляли и подписывали ответственные работники железной дороги. Все станции пустели за несколько часов до прибытия спецсоставов.
«В Мавзолее тело 17 лет лежало неподвижно, а тут его надо было везти и на машине, и несколько суток поездом, — вспоминает Збарский. — В Мавзолее оно сохранялось при неизменной температуре 16 градусов, а третьего июля на улице была адская жара, 37 градусов в тени, такая же жара в вагонах и в самой Тюмени. О, мы натерпелись страхов и намучились! Но наш метод выдержал все испытания».
Никто в Тюмени не знал о прибытии столь ценного груза. Даже местное начальство было поставлено в известность уже после того, как спецсостав остановился у перрона.
Саркофаг с телом Ленина разместили в окруженном высоким забором двухэтажном здании техникума, бывшего Александровского реального училища, в центре города. Верхние окна были заложены кирпичом – там располагался саркофаг. На первом этаже жил комендант Мавзолея, обслуживающий персонал во главе с профессором Збарским и охрана.
Через каждые десять дней Борис Ильич лично по телефону докладывал Сталину о состоянии мумии и обо всех ЧП, случившихся за это время. Под понятие «чрезвычайное происшествие» попадало абсолютно все, включая даже снежок, кинутый в окно проходящим мимо мальчишкой.
В Тюмени в 1942 году Борис Ильич обнаружил на кожных покровах тела плесень, в том числе чёрную. Бригада биохимиков предприняла невероятные усилия, чтобы ликвидировать очаги плесени и вернуть телу первоначальный вид
В Тюмени в ту пору не было никаких засекреченных военных или промышленных объектов. Поэтому непривычно строгая система охраны бывшего техникума породила массу слухов. Наиболее распространенным был слух, что за каменными стенами изготавливают снаряды для «катюш». Но через полгода уже вся Тюмень знала, что в здании хранится тело Ленина. Объект потерял свою секретность после того, как Збарский вынужден был заказать в местном ателье новый костюм для мумии в стиле двадцатых годов.
Интересно, что сам Борис Ильич Збарский преподавал в школе №25 математику, а свою учительскую зарплату перечислял в фонд обороны.
Из интервью профессора:
«В апреле 1945 года мы привезли тело обратно. 12 сентября Сталин подписал постановление об открытии Мавзолея. В нем два пункта. Первый: открыть доступ в Мавзолей с воскресенья 16 сентября. Второй: поручить комендатуре Кремля и нам установить дни и часы посещений»
Приказ о реэвакуации тела Ленина появился 29 марта 1945 года. Три года и девять месяцев хранила Тюмень мумию вождя мирового пролетариата.