Найти в Дзене
Виталий Минутко

Метаболические аспекты депрессии

Недавно целенаправленное метаболомическое исследование, сосредоточенное на нейротрансмиттерах и их метаболитах в плазме, обнаружило биохимическую сигнатуру, которая может диагностировать пациентов с большим депрессивным расстройством ( MDD)  с точностью до 95%. 

Кроме того, метаболомика(изучение их низкомолекулярных метаболических профилей) может предсказать восстановление при MDD и эффективность различного лечения . Растущее признание того, что мозг контролирует метаболизм через нейроэндокринные, вегетативные, иммунные и микробиомные цепи , означает, что метаболомика периферической крови может предоставить уникальный доступный набор биомаркеров, которые диагностируют изменения в режиме реального времени функций мозга и тела.

Все самые сильные предикторы рецидива MDD специфичны для пола.

Три класса метаболитов предсказывали риск рецидива как у мужчин, так и у женщин с помощью анализа пропорциональных рисков Кокса. Это было снижение содержания липидов 2'-гидроксисфингомиелинов (2'-OH SM), тригексозилцерамидов (THC) и липидов фосфатидилхолина (PC)

Как у мужчин, так и у женщин почти 80% идентифицированных прогностических метаболитов имели отрицательную корреляцию с риском рецидива. Это означает, что когда уровень в крови был низким по сравнению с другими субъектами MDD, риск рецидива был выше, и наоборот. В целом, наиболее предсказуемыми классами метаболитов для обоих полов были сфингомиелины и фосфолипиды.

Количество пуриновых нуклеозидов аденозина, гуанозина и инозина было снижено, а количество ксантина увеличено как у мужчин, так и у женщин с риском рецидива MDD.

Метилцистеин , моногексозицилцерамид, лизофосфатидилхолин и арахидоновая кислота

У женщин самым сильным предиктором рецидива большого депрессивного расстройства является  низкий уровень метилцистеина . Моногексозилцерамид (MHC(d18:1/20:0)) был еще одним примером метаболита, защищающего от рецидивов в будущем.  Двумя метаболитами, увеличивающими риск рецидива, были лизофосфатидилхолин  и арахидоновая кислота.

Эйкозаноиды

Из 399 измеренных метаболитов 17 были значимыми предикторами риска рецидива у мужчин . Эйкозаноидный липид - 15-гидроксиэйкозатетраеновая кислота (15-HETE), был основным предиктором рецидива MDD у мужчин. Когда мужчины были стратифицированы на верхний и нижний 50-й процентили, было обнаружено, что субъекты с rrMDD в нижней половине для этого 15-HETE в плазме имеют среднее время до рецидива 0,7 года (245 ± 85 дней). У мужчин в верхнем 50-м процентиле для этого противовоспалительного эйкозаноида рецидивы возникали гораздо медленнее.

Аланин и аллантоин

Повышенный уровень аланина и аллантоина был связан с повышенным риском рецидива у мужчин.  Повышенный уровень аланина вырабатывается как продукт переаминирования пирувата и является маркером митохондриальной дисфункции. Аллантоин производится неферментативно из мочевой кислоты при воздействии активных форм кислорода (ROS) и является маркером окислительного экранирования и стресса.

Наука
7 млн интересуются