Продолжаем рассказывать об одеяниях прошлого. Сегодня в рубрике #музеикремля_мода поговорим о новом светском костюме, который сложился в XVIII веке в России в результате масштабных государственных реформ царя Петра I.
Этот новый костюм ориентировался на западноевропейские образцы и стал символом политических и культурных перемен в жизни русского общества. Следование западноевропейским культурным новшествам не было личным выбором российского дворянства. Оно явилось результатом официальных предписаний царя, поэтому рассматривалось как доказательство лояльности ему самому и его инициативам. За исполнением петровских распоряжений установили строгий надзор, а тех, кто не повиновался, ожидали штрафы и наказания.
В 1698 году, вскоре после возвращения из длительного путешествия по европейским странам в составе Великого посольства, царь впервые изложил свои намерения о реформе платья. В черновике одного из его распоряжений говорилось: «Тогда ж за благо разсудил старинное платье российское, которое было на подобие польского платья, отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европских христианских государств». Реформа костюма была задумана как часть будущих государственных преобразований, способных поставить Россию вровень с авторитетными и влиятельными странами Европы.
Секретарь прусского посольства И.Г. Фоккеродот отмечал: «перемена одежды немного стоила трудов для Петра I», «все с охотой уступили его воле и находили тут только один порок, что немецкий сюртук, особливо в таком холодном климате, не так хорошо прикрывает, как русский, но все же столько же требует сукна».
Официальный царский указ, опубликованный в январе 1700 года и обращенный к жителям Москвы, гласил: «Носить платье на манер венгерского». Но венгерский кафтан, представлявший нечто среднее между традиционным русским и европейским одеянием, недолго был главным образцом для подражания. Уже в августе 1700 года вышло новое распоряжение об обязательном ношении платья французского и венгерского,а на городских воротах «повешены были чучелы, сиречь образцы платью». В указе говорилось: «...Для славы и красоты государства и воинского управления всех чинов людям, опричь духовного чина и …пахотных крестьян, платье носить венгерское и немецкое».
В 1701 году новый указ содержал более точные предписания относительно как самого костюма, так и обуви и головных уборов: «...Носить платье немецкое верхнее, саксонские и французские, а исподние камзолы и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки немецкие… а женскому полу всех чинов… носить платье… и башмаки немецкие ж, а русского платья… отнюдь никому не носить … и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать…» В 1702 году последовал указ о придворных одеяниях: в дни торжественных приемов и праздников вельможам требовались французские кафтаны из сукна с золотным шитьем и камзолы золотные или цветные «из других парчей».
Благодаря нововведениям царя Петра I в Россию уже в 1702 году пришел распространенный в Европе дамский и мужской костюм. Мужская одежда состояла из трех основных элементов: кафтана, камзола и штанов-кюлотов. Русский кафтан преобразился в немецкий и французский, но сохранил свое старинное название. «Исподнее» платье стали именовать камзолом.
Фрагмент взят из книги Ю.Н. Уваровой «Бальный и придворный костюм в России XVIII – начала XX века».
.
© Музеи Московского Кремля