Институт экспериментальной медицины был основан ещё до революции, в 1890 году, по инициативе принца А.П. Ольденбургского и до 1912г года располагался в его даче на на наб. Малой Невки, по позже по-соседству.
Идея экспериментальной медицины так понравилась советской власти, что в 1932 году правительство решило создать Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ), который должен был располагаться, как тогда говорили, в Полюстрове.
Это должен был быть масштабный комплекс зданий. Проект разрабатывался под непосредственным руководством академика И.П. Павлова архитекторами В.М. Гальпериным, Б.Б. Малаховский, А.М. Соколовым, В.Ф. Твелькмейером, Г.Х. Френком, и В. И. Яковлевым.
В то же время было решено выстроить 2 жилых дома для работников ВИЭМ. Корпус с клубом в глубине двора оставили просто гладко оштукатуренным, а оформление фасада жилого дома, выходящего на Каменноостровский пр. поручили недавно присоединившемуся к команде архитекторов Н.Е. Лансере.
Разработка проектов жилых домов началась в 1933г.
В пояснительной записке к проекту Лансере пишет: «Близость домов дореволюционного времени, построенных в классических стилях вызвала необходимость оформить фасад так, чтобы он не дисгармонировал с общим ансамблем».
В.А. Веснин, хоть и критиковал дом за несовременный подход к жилью, признавал, что он «выдерживает сравнение с близлежащими постройками большого мастер Академика архитектуры В.А. Щуко».
Центральная часть симметричного главного фасада акцентирована рядом неглубоких эркеров.
Но главный акцент – глубокие лоджии на углах боковых выступов. Они перекликаются с аналогичными лоджиями в доме Щуко.
Рельефные композиции отражают назначение здания: в растительный орнамент включены изображения мелких животных – кролика, кошки, собаки, а также инструментов – микроскопов, медицинских весов, мензурок.
Скульптурный декор дома выполнен по эскизам Н.Е. Лансере. Реализован Рассадиным, как и горельеф над входом в клуб.
На первом этаже расположен магазин. Интерьерами магазина и клуба занималась О.Н. Шилина.
В фасадном доме 24 квартиры, а в доме с клубом 47 квартир.
Квартира Осипа Сергеевича Розенталя, ученика и ближайшего помощника академика И.П. Павлова в доме для работников института экспериментальной медицины в конце Каменноостровского пр. в какой-то момент была поделена на две.
Учитывая, что дом построен в 1930-х, вероятнее всего, это произошло после войны. Семье Розенталя остались две комнаты – 16-метровая при кухне и просторный «кабинет», поделённый пополам аркой.
На месте продолжения коридора сделали кладовку, а дверной проем заложили.
Квартира 7а (бывший второй вход) получилась 40 метров. Вероятно, там была спальня.
Вот так выглядел первоначальный план
А это план уже поделённой квартиры
Переступая порог, попадаешь в машину времени.
Если в старом фонде, такие экземпляры ещё попадаются, то в сталинках – это настоящая редкость.
Вид из кухни на ту самую лоджию
А это парадные двери изнутри
Все неподписанные фото принадлежат автору блога, ссылка обязательна!
Если вам понравилось, не забудьте поставить 👍🏼 так я понимаю, что такой контент интересен.
#сталинка #сталинки #лансере #виэм #петроградский район #архитектура петербурга #архитектура ссср #советская архитектура #ардеко #постконструктивизм