Найти тему
Русское письмо

Антиквары, барыги и реставраторы в СССР и позже

Яндекс картинки
Яндекс картинки

В предыдущих постах я писал об извлечении прибыли и способе прокормиться в СССР методом пошива джинсов.

Эта прикладная тема выявила некоторые аспекты психологии современников.

Часть (большая) высказалась положительно, другая сугубо отрицательно, считая работу в условиях дефицита злом и намеренным обманом простодушного покупателя.

Исходя из полученных комментариев, предложу сегодня тему более острую и мало моральную, а именно: реставрацию, торговлю антиквариатом и барыжничество в СССР и последующих годах.

Поскольку Ваш покорный слуга этим делам занимался профессионально на протяжении более 50 лет, то кому-то эта скучная история поможет разобраться в нюансах и определениях.

Начнём с простого. Реставратор антиквариата.

Надеюсь, все понимают, что под антиквариатом подразумеваются изделия и культурные объекты ( движимые) прожившие более 50 лет и чем они старше, тем ценнее и, соответственно - дороже!

Соответственно: реставратор - это трудящийся, который в силу приобретённых знаний и навыков оживляет старые вещи, создавая дополнительную их стоимость.

Он особо ничем не отличается от портного, штукатура или забойщика в шахте. Такой же наёмный зависимый от заказчика персонаж.

Правда есть особенность: размер заработка ничем не ограничен и часто зависит только от качества предмета, с которым он работает.

Пример: если Вы приклеите отбитую ручку от Вашей чашки сервиза ЛФЗ, то будет одна цена, а вот, если от Мейсена XVIII века - другая, кратно отличающаяся.

Очень просто.

На словах.

Потому что, кто Вам даст незнакомому мейсенскую чашку?

Я довольно быстро понял разницу между табуреткой от кухонного гарнитура и простым "венским" стулом или между чешской полированной стенкой и резным буфетом XIX века.

Образование и всё такое.

В СССР можно было купить старые вещи достаточно дёшево, спрос был специфический при том, что все хотели себе югославскую мебель.

Моим первым предметом был массивный "охотничий" буфет из анатолийского ореха на 8 дверец. Я его нашёл по объявлению в 1978 году за 150 рублей. Размещение такого монстра в обычной панельной двушке - задачка на любителя.

Тот, кто побывал в Воронцовском дворце в Крыму, мог там видеть похожий экземпляр.

Вопрос решился сам собой: мы с женой отказались от общепринятой кухонной мебели.

Я стал с ним работать не имея ни малейших навыков, лишь желание и понимание, как не испортить вещь.

Учиться и не бояться!

Уже в 90 е мне за него давали 7-8 тысяч долларов. За сделанный.

Человек, столкнувшийся со старьём, невольно становится частью системы, обрастает знакомствами, связями с самыми разными ребятами, такими как антиквары и барыги.

Я достаточно быстро понял, что разница в цене между руинированным предметом и предметом, которым можно пользоваться и любоваться, значительно перекрывает расходы на труд и материалы.

Всё просто: Вы покупаете хлам, делаете и продаёте по рыночной цене.

Маржа - 5-10 концов.

Но сколько Вы сам сможете сделать вещей?

Поэтому - мастерская, работники, заказчики, геморой и беготня в поисках нужной фактуры. Бизнес. Только очень специфический, особенно в 80-90 годы!

Существовали даже схемы, при которых Вы в слепую покупали за 3-5 тысяч баксов грузовик лома, в который дозволялось глянуть лишь одним глазком. Выход через 2-3 месяца работы мог составить 20-25 тысяч, а мог обернуться полным фиаско!

Теперь антиквары.

Себя я отношу к вышедшим в тираж антикваром старой школы, специализировавшемся на мебели. А есть ещё живопись, стекло, серебро, ювелирка и прочее прикладное искусство.

Так вот: антиквар обязан разбираться сразу во всём, если у тебя магазин, то ты обязан иметь доверенных спецов и это - отнюдь не выпускники Универа, это старые прожжённые беспринципные волки в овечьей шкуре, способные надуть собственную бабушку!

Компания, однако!

Кто бывал в Париже, видел вещи с баснословной ценой. Они могут стоять без движения десятки лет, а зарплаты, налоги и прочее? Поэтому надо понимать, что основная торговля ведётся за кулисами: там кеш, биткоины и бартер. Опасно? Не то слово, но у нас всё, как водится, ещё хуже.

И тут появляются барыги и посредники: их квалификация может быть незначительной, но всё решают связи и доверие, репутация.

В Версале 10 лет покупали фальшивый Чиппендейл у одной очень известной реставрационной конторы. Коррупция, говорите?

В 90 е каждый приличный антиквар имел не меньше десятка дилеров разного масштаба: от бомжей с помоек в исторических локациях, до знатоков семей, получивших в наследство об бабушек и родителей старые вещи.

Покупалось это всё кучей и сразу за наличные. Скажем, один раз мой дилер отвёз меня на Тверской бульвар к мальчику, который потребовал с меня "целых" 5000 долларов за обстановку трёхкомнатной квартиры.

Кто сегодня ходит с пачкой баксов?

Карелка, краснуха, бронза, всё в комплектности. Я забрал буквально все вещи, кроме кашпо на подоконнике. А там, как потом выяснилось, находилось 300 золотых царских червонцев. Смех!

Таких историй тьма. Я верю почти во все.

Но всему хорошему приходит конец. Он настал к началу столетия. Народ поехал за границу и увидел, сколько и что там стоит. Стал везти не от нас туда, а наоборот. Пришли новые молодые волки, появились новые темы, новые фокусы, рынок заполнился подделками.

Стало ещё рискованнее, но ведь это увлекательно?

Жаль коротко, но формат обязывает!

#антиквариат #искусство #реставраторы #барыги