Участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Заслуженный военный лётчик СССР
Ранняя жизнь
Рязанов родился 27 февраля 1920 года в русской семье в Кочетове. После окончания седьмого класса школы в 1936 году он поступил в торговую школу. Окончив ремесленное училище и воронежский аэроклуб в 1938 году, он работал на строительстве московского метрополитена, а затем механиком на заводе, прежде чем в январе 1939 года поступить на военную службу. После поступления в армию Рязанов в ноябре окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов , после чего был направлен в 162-й запасной авиационный полк. В апреле 1940 года его перевели в 89-й истребительный авиационный полк, который летал на И-16. Он стал членом Коммунистической партии в 1942 году.
Вторая мировая война
Сразу после немецкого вторжения в Советский Союз Рязанов прошел свое боевое крещение. В то время он был старшим пилотом и одержал свою первую воздушную победу, сбив 22 июня 1941 года Hs 126. Менее чем через неделю он забил еще один гол, сбив He 111. В июле его перевели в 28-й истребительный авиационный полк, где он сбил еще два вражеских самолета, прежде чем был тяжело ранен в воздушном бою 7 августа 1941 года. Его выписали из госпиталя только в ноябре; затем он начал летать в 736-м истребительном авиационном полку для защиты города Москвы. Он оставался в полку до июля 1942 года, после чего был переведен в 4-й истребительный авиационный полк в качестве командира эскадрильи. Там он увеличил количество сбитых мячей и часто летал с Иваном Степаненко. Когда большинству летных асов полка была предложена возможность перейти в престижный 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, и Рязанов, и Степаненко отказались от этой возможности, но позже оба стали дважды Героями Советского Союза. В качестве командира эскадрильи он участвовал в боях за Брянскую, Сталинградскую, Кубанскую, Орловскую, Витебскую, Краснодарскую и другие области.
17 сентября 1942 года Рязанов сбил итальянский Macchi C.200. Во время боев за Кубань 29 апреля 1943 года, сбив Bf 109, вступил в бой с группой из шести Do-217; ему удалось сбить один Do-217, а также еще один Bf 109, прежде чем он сам был сбит и вынужден выпрыгнуть с парашютом из своего подбитого Як-9. Он снова воспользовался своим парашютом 22 мая 1943 года после того, как его самолет был поврежден в воздушном бою, в результате которого был сбит Bf 109. Два дня спустя он был представлен к званию Героя Советского Союза за то, что совершил 360 боевых вылетов и лично сбил 16 самолетов противника; звание ему было присвоено 24 августа 1943 года. Пока кандидатура находилась на рассмотрении, он был ранен во время воздушного боя 20 июля.
В ноябре 1944 года он был повышен до должности заместителя командира по летной подготовке. Во время полета над Латвией 26 января 1945 года он был тяжело ранен, когда в него попал осколок зенитного снаряда. Он потерял сознание почти сразу после приземления. Два дня спустя он был вторично номинирован на звание Героя Советского Союза за то, что совершил 509 боевых вылетов, лично сбил 31 самолет противника и совершил 12 совместных убийств; это звание он получил после окончания войны 18 августа 1945 года. Он совершил еще только два полета после выздоровления до окончания войны.
Послевоенный период
Рязанов оставался в своем полку до марта 1946 года. В следующем месяце он окончил Липецкое высшее офицерское летно-тактическое училище ВВС и стал командиром эскадрильи в 50-м истребительном авиационном полку. В апреле 1947 года он был назначен заместителем командира истребительного полка, который использовал Ла-7, и оставался на этой должности до декабря того же года. В 1950 году он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, после чего стал старшим пилотом и летным инспектором. В 1958 году он окончил Военную академию Генерального штаба, а с января по апрель 1959 года был заместителем командира 100-й истребительной авиационной дивизии. Затем он стал заместителем командира 87-й истребительной авиационной дивизии. В августе 1960 года он стал командиром 19-й истребительной дивизии ПВО; он покинул этот пост в марте 1962 года и перешел на работу в Управление боевой авиационной подготовки. С 1967 по 1968 год он был начальником отдела, а с тех пор и до выхода на пенсию возглавлял службу безопасности полетов советского сектора ПВО. В августе 1975 года он уволился из армии. За свою карьеру он летал на самолетах Ла-7, МиГ-17, МиГ-19П, Су-9, Як-25 и других самолетах. Он умер 1 августа 1992 года и был похоронен на Троекуровском кладбище.