Найти тему
Senkin

Луганский, Сергей Данилович: жизнь и детали биографии охотника на "МЕССЕРОВ", дважды героя СССР

Оглавление

Ранняя жизнь

Луганский родился 1 октября 1918 года в русской крестьянской семье в селе Верный Туркестанской АССР, на территории современной Алматы, Казахстан. Он вступил в Красную Армию в 1936 году, окончив в том году восемь классов средней школы. В декабре 1938 года он окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, после чего был направлен в 49-й истребительный авиационный полк; подразделение было оснащено истребителями И-15 и И-153. С ноября 1939 по март 1940 года он совершил 59 боевых вылетов на И-153 в рамках Зимней войны. В мае 1941 года он был назначен заместителем командира эскадрильи в 271-м истребительном авиационном полку, где первоначально летал на истребителе И-16.

Вторая мировая война

Луганский был отправлен на фронт Второй мировой войны в октябре 1941 года. С тех пор до мая 1942 года он оставался на своей должности заместителя командира эскадрильи в 271-м истребительном авиационном полку; там одержал две воздушные победы и участвовал в боях над Ростовом, прежде чем его перевели в 270-й истребительный авиационный полк в качестве командира эскадрильи. Хотя в 1942 году он одержал только одну воздушную победу, на следующий год он значительно увеличил свой счет побед после перехода с полетов на ЛаГГ-3 на Як-1, в основном летом 1943 года. Позже ему подарили раскрашенный на заказ Як-1, подарок от города Алма-Ата, на который были собраны деньги для строительства самолета.

В 1944 году полк Луганского принял делегацию американских летчиков. Полковник из делегации предложил поучаствовать в тренировочном поединке, и Луганский принял это предложение. Американец пилотировал Р-63, за которым Луганскому успешно удавалось следить на протяжении всего полета со своего Як-1. 4 июня 1944 года командир 270-го истребительного авиационного полка был сбит зенитным огнем над территорией противника; Луганский был выбран в качестве его замены. В том же месяце подразделению было присвоено гвардейское звание и переименовано в 152-й гвардейский истребительный авиационный полк. Под его командованием подразделение участвовало в Львовско-Сандомирской и Силезской наступательных операциях. В марте 1945 года по приказу маршала Советского Союза Ивана Конева его направили в Военно-воздушную академию в Москве, что вынудило его отказаться от командования полком. К концу войны он совершил 390 боевых вылетов и одержал по меньшей мере 34 одиночные воздушные победы, а также по крайней мере один совместный сбитый самолет. За большое количество воздушных побед он был удостоен звания Героя Советского Союза 2 сентября 1943 года и 1 июля 1944 года.

Послевоенный

После окончания Второй мировой войны Луганский остался в Военно-воздушной академии, которую окончил в 1949 году. С мая 1952 по март 1956 года он командовал 42-й истребительной авиационной дивизией, в которой летал на истребителях МиГ-15 и МиГ-17. С марта 1956 по март 1957 года он был командиром 37-й истребительной авиационной дивизии, в которой летал на истребителях МиГ-17 и МиГ-17ПФ. С тех пор до июля 1960 года он был командиром 72-го гвардейского истребительного авиационного корпуса; 28 мая 1957 года ему было присвоено звание генерал-майора авиации. В 1960 году он стал заместителем командира 11-го корпуса ПВО и оставался на этой должности до выхода в отставку в декабре 1964 года. В дополнение к своим командным должностям в армии, он был депутатом Верховного Совета Туркменской ССР с 1959 по 1964 год. Остаток своей жизни он прожил в Алма-Ате. После перенесенного тяжелого инсульта в ноябре 1968 года он был парализован с правой стороны, из-за чего не мог говорить, ходить и водить машину. Прежде чем вновь обрести способность говорить, он общался с помощью кивков; Со временем его состояние несколько улучшилось, и в конце концов ему удалось ходить и говорить, но он умер от второго инсульта в январе 1977 года, менее чем через год после смерти его жены Марии. Его друг Талгат Бигельдинов был очень опечален его смертью.