Найти тему
Кезлинг шарит

Каракольская долина — территория трезвости и многовековых устоев

Каракольская долина — один из самых заповедных уголков Алтая. Окружённая со всех сторон высокими горами она почти не затронута цивилизацией. Проще всего попасть сюда по Чуйском тракту: через Семинский перевал, когда едешь из Бийска, или через перевал Чике-Таман, если двигаешься со стороны Монголии. Этот край — один из эпицентров современных алтайских верований. Местные жители, подавляющее большинство которых — этнические алтайцы, и сегодня живут по заветам своих предков, сохраняя переданный ими жизненный уклад. И хотя сюда очень редко заезжают туристы, это — один из крупнейших в регионе исторических памятников, бережно хранящих следы всех некогда присутствовавших на Алтае культур.

Каракольская долина тянется вдоль реки Каракол на три километра.

Её дальняя точка — живописное озеро Ару-Кем (в переводе с алтайского — «Чистое озеро»). Жители долины почитают его как святое.

Добраться до Ару-Кема можно лишь пешком. Если отправиться по горной тропе дальше, то через перевал можно выйти в Уймонскую долину, которую увлечённые эзотерикой люди считают особым местом силы и преддверием мифической Шамбалы.

-2

В самом начале долины стоит каменный воин в древнетюркском стиле. Это — новодел, установленный здесь в память об изваяниях, вывезенных с Алтая археологами и ныне размещённых в многочисленных музеях.

-3

Всего в Каракольской долине — три села: Бичикту-Боом, Боочи и Кулада. Общее население — около семисот человек, почти все — этнические алтайцы.

-4

Местные жители до сих пор сохраняют традиционный алтайский уклад: с уважением относятся к природе, не поднимаются на горы, которые считают священными, и не ходят на реку за водой после наступления сумерек, дабы не тревожить духа воды.

-5

Практически в каждом дворе стоит аил — традиционное алтайское жилище, отдалённо похожее на чум. В наши дни аилы чаще используются в хозяйственных целях, тем не менее являя олицетворение древнего мировоззрения о трёх мирах — подземном, земном и небесном. Согласно алтайской философии, аил (как и чум у северных народов), находясь в земном мире, через место, где расположен очаг, связан с подземным миром, а через отверстие для дыма — с небесным.

-6

С 1985 года в Каракольской долине не продаётся алкоголь. Туристы обычно связывают это с алтайскими верованиями, но это — заслуга местных женщин, однажды окончательно отчаявшихся из-за алкоголизма своих мужей. Размах этого явления к середине 1980-х годов достиг небывалых масштабов: доходило до того, что местные чабаны прогуливали выпас скота из-за пьянства, а их дети оставались голодными.

Тогда в результате «женского» схода Каракольская долина была объявлена «территорией трезвости». Запрет как на продажу, так и на домашнее производство алкоголя сохраняется здесь до наших дней.

-7

Каракольская долина — место священное для всех алтайцев. С целью сохранения природы и самобытности каракольских деревень в начале 2000-х годов был образован этно-природный парк «Уч-Энмек».

Уч-Энмек (в переводе с алтайского — «Три темени») — название местной высочайшей вершины, которую все алтайцы издавна считают священной. Её высота — 2821 метр.

-8

Работники этно-природного парка воссоздают древние культурные памятники, некогда вывезенные отсюда археологами. Все эти стелы — такие же новоделы, как и каменный страж на въезде в долину.

-9

Большинство каракольцев — язычники, хотя своего язычества они стесняются и стараются лишний раз при русских о нём не упоминать.

Часть каракольцев — шаманисты, другие — бурханисты, последователи религиозного движения «ак янг», зародившегося в начале XX века в противоположность шаманизму.

Первые ходят к шаманам, следуют различным знамениям и выполняют соответствующие обряды.

Вторые считают шаманизм пережитком прошлого, не участвуют в кровавых жертвоприношениях и не признают «чёрных» злых духов. Термин «бурханизм» им неизвестен, для них это — «ак янг», белая вера. Шаманизм они соответственно называют «кара янг» — чёрной верой.

Шаманисты и бурханисты друг друга откровенно недолюбливают.

-10

Самое дальнее село Каракольской долины — Кулада. На въезде в окружении деревянных скульптур, вырезанных местным резчиком Станиславом Урчимаевым, установлен хорошо заметный предупреждающий знак «ОСТОРОЖНО! КЛЕЩИ».

Алтай традиционно находится на вершине рейтинга неблагополучных территорий по заболеваниям клещевым энцефалитом, сыпным тифом и иксодовым боррелиозом. Каждый год здесь фиксируются тысячи укусов людей клещами. И по статистике каждый десятый из укушенных заболевает какой-нибудь из вышеобозначенных гадких болезней.

-11

Кулада живёт своей обыденной жизнью, как и много лет назад. Рядом с заборами неспешно жуют траву коровы, овцы и лошади.

-12

Сквозь растяжки телефонных проводов просвечивают укрытые снегом вершины Алтайских гор.

-13

В селе есть музей.

-14

Его забор украшен названиями алтайских родов.

Род по-алтайски — сеёк. Этим словом алтайцы обозначают свою общность по мужской линии. Всего на Алтае — несколько десятков сеёков: тёлёс, алмат, иркит, кергил, кёбёк, майман, мундус, саал, тодош и другие. Во главе многих родов до сих пор стоит зайсан — старейшина. Ещё на Алтае есть ага-зайсан — верховный старейшина всех алтайцев.

Каждому сеёку соответствует своё тотемное животное, своё дерево, свой родовой знак. Считается, что у каждого сеёка есть свои характерные черты, и говоря про представителей другого рода алтаец может обозначать их не по названию рода, а по характерному признаку — «хвастливые» или «сильные».

В Каракольской долине молодые алтайцы до сих стараются выбирать себе жён только из своего сеёка.

-15

Два крупнейших алтайских рода — майман и тёлёс.

-16

Каменные воины Каракольской долины относятся к древнетюркской культуре. У них — индивидуальные черты лица, и, считается, что их устанавливали в честь каких-то конкретных людей. Чем важнее был человек, тем крупнее было изваяние в его честь. Обычно древнетюркские каменные воины обращены лицами на восток.

Слева — традиционная алтайская коновязь. Раньше по её размеру можно было понять достаток семьи, рядом с жилищем которой она была установлена. Всё просто: чем крупнее коновязь, тем больше лошадей к ней привязывается, тем богаче семья.

-17

Слева — традиционный алтайский аил. Его основу составляют двенадцать установленных в форме конуса жердей, перевязанных кольцами из стволов тальника. К последним крепятся тонкие жерди, поверх которых устанавливаются пластины из высушенной коры лиственницы. Сверху вся конструкция укрепляется ещё одним рядом жердей.

Справа — более современный тип аила. Такие жилища, собранные из бревна или бруса, появились на Алтае с приходом русских. Это — как бы симбиоз традиционного алтайского аила и традиционной русской избы.

Каракольцы до сих пор активно используют в своей жизни и первые, и вторые, хотя жить всё же предпочитают в традиционных бревенчатых домах.

-18

Аил являет собой традиционную алтайскую модель мира, в центре которой — священное число «три». Три вершины — и у высочайшей горы Алтайских гор — Белухи, и у высочайшей горы Каракольской долины — Уч-Энмек. В мировоззрении алтайцев — три мира: земной, подземный и небесный.

В центре аила всегда стоит очаг на трёх ножках. Одна из них обращена ко входу, две других расположены в мужской и женской частях жилища.

На очаге стоит деревянный шурум — алтайский самогонный аппарат. Такие приспособления до сих пор встречаются в отдалённых горных деревнях, с их помощью производится тюркский алкогольный напиток — аракы. Его готовят из кисло-молочного чегена.

-19

Вход в аил всегда обращён на восток. Внутреннее пространство делится на четыре части — женскую (справа от входа), мужскую (слева от входа), почётную (за очагом), обычную (от входа до очага). Расположение женской и мужской частей — не случайно и связано с физиологией человека. Большинство из нас с вами — правши. Если женщина заходит в аил, то она сразу правой рукой с женской части может взять нужную ей утварь и начать готовить.

-20

Если мужчина выходит из аила, то он правой рукой с мужской части берёт оружие и лыжи.

Обратите внимание: лыжи обиты оленьим камусом (шкурой с голени животного). Такие же были раньше распространены на финно-угорском севере (например, в Коми).

-21

Большая корзинка — из коровьего вымени.

-22

Маленькая корзинка — из мошонки барана.

-23

Детский рожок из бычьего рога.

-24

Алтайские женские платья. Разрез на одежде сзади — символ того, что женщина замужем. В районе копчика — всегда тщательно утеплённое место, для сохранения женского здоровья.

Обратите внимание на маленькие ракушки, которыми украшено платье слева. Это — раковины каури. В прошлом их использовали в качестве денег. Эта традиция зародилась в Китае ещё три тысячи лет назад и была в ходу в некоторых провинциях вплоть до конца XIX века. На Алтае одну такую ракушку можно было обменять на быка.

-25

Традиционный алтайский головной убор — бёрюк. Это — цилиндрическая шапка, сшитая из лисьих лапок. Бёрюк — изделие унисекс, его на Алтае носят и мужчины и женщины.

-26

Основное здание музея — бывшие сельские ясли, организованные здесь ещё на заре советской власти. Если я не ошибаюсь, то это — первое построенное не в традиционном стиле здание села, до этого здесь были только аилы.

-27

В первом зале размещена археологическая коллекция.

По центру — окружённое стилизованной поминальной оградкой каменное изваяние древнетюркской эпохи. Скорее всего это — шаман (потому что он — в тюбетейке, символизирующей его связь с космосом).

-28

Вдоль стены развешены буклеты с различной краеведческой информацией.

-29

Каракольская долина наряду с урочищем Пазырак и плато Укок является одним из крупнейших на Алтае местом скопления древних курганов. Обнаруженные здесь артефакты хранятся в коллекциях Эрмитажа и Государственного исторического музея.

-30

У каждого алтайского сеёка есть свой родовой знак — тамга. Раньше такими знаками пятнали табуны лошадей, размежёвывали земельные и пастбищные наделы, закрепляли личное имущество, ставили подписи на важных документах, украшали святилища.

-31

Однажды в Каракольской долине обнаружили скелет лошади неизвестной породы.

-32

Интересно, что некоторые её кости имеют отросток, которого у современных лошадей нет. Согласно легенде, это — один из крылатых аргамаков, водившихся в незапамятные времена на Алтае.

-33

В окрестностях села иногда встречаются осколки скал с удивительными «картинами». Все они созданы природой.

Вот, например, лодка, плывущая по горному озеру, окружённому цветущими холмами.

-34

А вот — прекрасная длинноволосая девушка, стоящая под грозовыми облаками.

-35

В 1926 году в Куладе была создана первая в Горном Алтае коммуна «Красная Кулада». Её истории посвящён отдельный зал. Тоска.

-36

Алтайский язык формально делится на северноалтайский и южноалтайский. В состав первого входят кумандинское и челданское наречия, на них говорят около десяти тысяч алтайцев. Южноалтайский язык включает в себя четыре наречия: алтай-кижи, теленгитское, телеутское и тубаларское, всего их используют около пятидесяти пяти тысяч человек.

Часто под алтайским языком подразумевается самое распространённое из наречий — алтай-кижи, которым владеют как минимум сорок тысяч человек.

-37
-38

Один из крупнейших погребальных комплексов на Алтае — Башадарские курганы — расположен практически за границей Кулады.

-39

Местная молва гласит, что знаменитая экспедиция 1993 года, отыскавшая «принцессу Укока», изначально намеревалась раскопать один из крупнейших Башадарских курганов. Однако местные жители не позволили сделать этого, считая, что в кургане обитает древний злой дух, который, высвободившись, может принести им немало бед.

-40

Село Бичикту-Боом — ближайшее к Чуйскому тракту.

-41

Рядом с селом  возвышается одноимённая гора.

-42

На склоне этой горы прячется одноимённое скопление петроглифов.

-43

Всего здесь — несколько сотен изображений, большая часть которых относится к I тысячелетию нашей эры. Поверх древних петроглифов небрежно нацарапаны современные надписи.

-44
-45

В вечерних сумерках как и много веков назад шебуршит о чём-то своём река Каракол.

-46

Координаты точек:

Смотровая площадка на Каракольскую долину - 50.760130, 85.852878

Петроглифы - 50.790393, 85.905965

Музей - 50.691769, 85.785753

Не переключайтесь!

-47