Одной из тем итогового сочинения для учащихся 11 класса является "Цивилизация и технологии- спасение, вызов или трагедия?" Разработчики экзамена о данной теме говорят следующее: "Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими и нравственными проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества".
Итак, для аргументации сочинения на данную тему, обратимся к произведению Рэя Брэдбери. Американский автор XX столетия является писателем-фантастом. Брэдбери рассматривает технический прогресс с точки зрения психологических последствий для человечества. Почти во всех произведениях Брэдбери показано влияние техники на человека.
Так, в рассказе «Вельд» семья Хедли приобрела автоматизированный дом «Всё для счастья», благодаря механизмам он выполняет за людей абсолютно всю работу. Кроме всего прочего, в доме есть детская комната под названием «Вельд». Она способна воссоздать атмосферу любого представленного места, улавливать мечты и мысли, проектировать полученные сведения в «цветной …фильм». Дети Венди и Питер проводили в этой комнате всё свободное время. Родители начинают беспокоиться, так как дети захотели, чтобы их жилище превратилось в дикий африканский пейзаж, по которому львы разгуливают и поедают туши. Увлечение детей Африкой не было бы таким странным, если бы Джоржд и Лидия не обнаружили в детской свои вещи, со следами от клыков и пятнами крови. Обеспокоенные, родители обращаются за помощью к психологу. Выслушав рассказ родителей, доктор посоветовал всему семейству перебраться жить в деревню и отказаться от помощи роботов и всевозможной техники. Тогда Джордж и Лидия решают выключить Вельд, но дети умоляют дать ещё время побыть в их любимом уголке Африки и включить детскую "на минуточку". Когда Джордж выполняет их просьбу, дети заманивают туда родителей и взрослые остаются наедине со свирепыми львами. Вскоре приезжает психолог. В детской доктор Макклин нашел Питера и Венди, которые спокойно обедали в своей комнате. Вдалеке же над трупами пировали дикие кошки. Дети так часто фантазировали о том, что львы растерзают их родителей, что это стало реальностью...
Последствия технического прогресса, замена реального мира на виртуальный- проблематика рассказа Брэдбери. С одной стороны, умная комната- гениальное изобретение, способное заменить любую работу по дому. С другой, - эта комната становится «чудовищем», которое воссоздаёт любые идеи и желания, даже самые ужасающие. У машин нет понимания «плохого», нет осознания содеянного. И люди (в данном случае -дети) теряют связь с реальностью, становятся жестоки и хладнокровны.
Рассказ «Вельд» - это не отрицание техники как таковой, это протест против её господства над людьми, против безнравственных поступков героев. Семья перестаёт быть надёжным оплотом, её заменяет Вельд. Жизнь человека ничего не стоит по сравнению с развлечениями и полной свободой. Ради собственного удобства можно переступить через мораль.