Найти в Дзене
pro-goszakaz.ru

Заказчики стали допускать больше ошибок в закупках. Что выявляет финконтроль на проверках

Оглавление

Эксперт журнала «Госзакупки.ру» рассказал о нарушениях, которые выявляют контрольные органы в последнее время в части ведения плана-графика, на этапе формирования закупки, заключения и исполнения контракта. А также какие ошибки допускает заказчик в контрактах с единственным поставщиком.

Ведение плана-графика

Любая закупка начинается с планирования. Заказчик отражает необходимые закупки в плане-графике. Представители финконтроля рассказали, что при проведении проверок чаще всего выявляют нарушения по срокам утверждения и размещения плана-графика. Однако встречаются и другие ошибки. Читайте далее о наиболее популярных.


Ошибка 1. План-график разместили без учета планового периода. В план-график включаются закупки, планируемые в период, равный сроку закона о бюджете заказчика. Так, федеральный бюджет принимается на три года: очередной финансовый год и плановый период — два года. Таким образом, заказчик утверждает и размещает план-график с информацией о закупках, планируемых к размещению в течение трех лет.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Контрольный орган провел плановую проверку в отношении Комитета по образованию МО «Дорогобужский район» Смоленской области за период с 01.01.2020 по 30.11.2021 (акт № 11 от 27.01.2022) и выявил нарушение. Бюджет заказчика принимался на три года, однако в план-график включались закупки только на очередной финансовый год, не учитывая плановый период.


Ошибка 2. Сведения о контракте включили в план-график после заключения контракта.

Закупку проводят на основании плана-графика, утвержденного и размещенного в ЕИС. В противном случае проведение закупки любым из возможных способом невозможно, в том числе заключение контракта с единственным поставщиком.


Механизм работы един: в первую очередь сведения о планируемой закупке включают в план-график и только через день ее можно опубликовать или заключить контракт. В противном случае действия заказчика признают неправомерными, а контракт — нелегитимным.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В результате плановой камеральной проверки администрации Кундуйского сельского поселения (акт № б/н от 30.12.2021) установлено нарушение. Сначала заказчик заключил контракт на прохождение предрейсового медосмотра водителей (09.01.2020), а спустя 6 дней опубликовал сведения о данной закупке в плане-графике (15.01.2020).


Подобная ошибка обнаружена у ГКУ РК «Карелприрода» (акт № 18-П от 25.01.2022). Заключались контракты, сведения о которых не предусмотрены планом-графиком. За 2020 год заказчик заключил контракты с единственным поставщиком на сумму 1 995 251,94 руб., а в плане-графике установил сумму 1 910 537,74 руб. То же самое повторилось и в 2021 году: сумма контрактов — 1 848 368,73 руб., а в плане-графике — 1 814 419,47 руб.

Формирование закупки

При подготовке и формировании извещения о закупке, заказчик обосновывает начальную цену закупки. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным при обосновании НМЦК. Для этого заказчик производит анализ цен. Собирает информацию о ценах в ЕИС, запрашивает предложения у потенциальных участников, берет из реестра контрактов и интернета. Поступившие предложения о цене необходимо изучить. Они должны быть идентичными или однородными. Условия не должны противоречить требованиям заказчика. Предложение соответствует предмету закупки, а поставщик не включен в РНП.


Ошибка 1. Использовали коммерческие предложения для обоснования НМЦК от организаций с одним учредителем.

Проверьте, что лица, подавшие предложение о цене, не являются взаимозависимыми. Иначе это может привести к преднамеренному завышению цен, что повлияет на объективность формирования цены. Впоследствии это может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств. Данную информацию проверят территориальные органы казначейства.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В ходе проверки МКДОУ № 7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Тосно» контрольный орган установил, что для обоснования НМЦК заказчик использовал два коммерческих предложения, в которых учредителем выступало одно и то же лицо (акт № 2/44-ФЗ от 22.02.2022). Данную информацию контрольный орган получил с помощью выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.


Ошибка 2. Не учли изменения, вступившие в силу, при размещении закупки.

На стадии формирования закупки необходимо учитывать, что законодательство постоянно меняется. Добавляются новые нормы, в старые вносятся изменения или отменяются вовсе. Такие ошибки заказчики допускают очень часто.


Уделяйте особое внимание закупкам, проводимым один раз в год и реже. Заказчики считают, что материалы уже в свое время были верно разработаны и опробованы на практике. Также часто руководствуются типовыми формами, в которые включают сведения, продублированные из Закона № 44-ФЗ. Но забывают их проверить на актуальность перед публикацией. При описании объекта закупки заказчики ссылаются на нормативно-правовые акты, которые со временем утрачивают силу. Не забывайте каждый раз актуализировать информацию, указанную в закупочных документах.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. При размещении аукциона в электронной форме 21.10.2021 ОГУ «Служба спасения Саратовской области» не внесла правки в документацию, относящиеся к изменениям в Законе № 44-ФЗот 01.07.2021. Таким образом, требования к участнику и его документам были составлены с нарушением, что и обнаружил контрольный орган при проведении плановой проверки (акт № 34-П от 21.01.2022).
При проведении проверки контрольный орган зафиксировал нарушение со стороны МБУ ДО ЦВР ст. Полтавской (акт № 20–2021 от 24.01.2022). В техническом задании заказчик сослался на указ Президента, который был признан утратившим силу.


Ошибка 3. Нарушили правила применения КТРУ.

Применение КТРУ при проведении закупки обязательно. Позиции КТРУ привязаны к кодам ОКПД2 и имеют дату начала обязательного применения. В случае если дата не установлена, заказчик использует КТРУ по своему усмотрению. Каждая позиция КТРУ содержит информацию о ТРУ, которую заказчик должен использовать: наименование, единица измерения и описание при наличии. Допускается включать дополнительную информацию о товарах с обязательным обоснованием необходимости ее использования за исключением случаев, указанных в постановлениях Правительства.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Главное контрольное управление Челябинской области провело плановую проверку закупочной деятельности ГБПУ «Миасский геологоразведочный колледж» за период с 01.01.2021 по 11.01.2022 (акт № 09-09-03 от 22.02.2022) и нашло нарушения в части применения КТРУ:
— заказчик не указал показатель товара, обязательный для применения: «Тип» пароконвектомата в КТРУ 28.93.15.126-00000001;
— заказчик выбрал неправильную позицию КТРУ: выбрана позиция 28.93.15.126-00000001, без указания показателя «Тип» — газовый. Однако установлено требование «подключение — 220 В/380 В, мощность «не более 9,3 кВт», то есть электрический. Такой показатель содержится в позиции 28.93.15.126-00000002;
— заказчик не предоставил обоснование необходимости применения допхарактеристик товара, помимо обязательных показателей кода КРТУ.

Заключение и исполнение контракта

Ошибка 1. Изменили существенные условия контракта.

После определения победителя конкурентной закупки контракт заключают на условиях, предусмотренных проектом контракта, на основании сведений, содержащихся в заявке победителя. Заказчик заполняет преамбулу с указанием сведений о сторонах, основание заключения, а также указывает цену контракта, сумму обеспечения, при необходимости, реквизиты победителя и спецификацию, если она есть. В ряде случаев возможно увеличить количество поставляемого товара, если это предусмотрели в контракте. Изменение существенных условий запрещено, хотя заказчики периодически пренебрегают этим правилом.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В результате проверки (акт № 2/44-ФЗ от 22.02.2022) установлено, что заказчик заключил контракт на условиях, несоответствующих документации о закупке:
— срок оказания услуг: проект контракта — с 01.07.2021 по 31.12.2022, контракт — с 05.07.2021 по 31.12.2022;
— уменьшен объем услуг за 2021 год: проект — 1548 чел./час, контракт — 1524 чел./час.


На этапе исполнения контракта в определенных случаях допускается изменение существенных условий в отношении цены и объема контракта, сроков исполнения, улучшения характеристик товара.


Ошибка 2. Нарушили сроки предоставления отчетных документов и оплаты по контракту.

В контракте указывается порядок приемки и оплаты товаров, в том числе перечень отчетных документов и сроки их предоставления для исполнителя, а также срок оплаты для заказчика. Однако нарушения допускают с обеих сторон. При этом часто виновная сторона не привлекается к ответственности, установленной контрактом.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. По итогам камеральной проверки МКУДО «ДШИ ст. Марьинской» (акт № 19 от 27.12.2021) выявлено, что по условиям контракта заказчик выплатил аванс в размере 100 процентов не позднее 5 рабочих дней до начала обучения. Однако фактически оплата была произведена после окончания оказания услуг на основании акта. Также было установлено нарушение, когда первичные документы через «1С» предоставлялись заказчику спустя 25 рабочих дней с момента приемки. Были нарушены сроки оплаты. В обоих случаях ни одна из сторон не была привлечена к ответственности.


Подобные нарушения обнаружил контрольный орган при проверке МБУ ДО ЦВР ст. Полтавской (акт № 20–2021 от 24.01.2022). По условиям контракта предусмотрен аванс 30 процентов, однако оплату произвели после завершения приемки оказанных услуг.


Ошибка 3. Приемку и экспертизу проводило лицо, не обладающее полномочиями.

Заказчик обязан назначить лицо, отвечающее за приемку, проведение экспертизы по контракту или эти функции выполняет руководитель. Однако на практике заказчики несерьезно подходят к данному вопросу и допускают много ошибок.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В акте № 20–2021 от 24.01.2022 о проведении плановой камеральной проверки в отношении МБУ ДО ЦВР ст. Полтавской указано, что внутренняя экспертиза оказанных услуг проводилась лицом, не обладающим полномочиями, например заместителем директора учреждения, а не директором. Также установлено, что на некоторых документах о приемке отсутствует отметка ответственного лица о проведении приемки, внутренней экспертизы.

Контракты с единственным поставщиком

Ошибка 1. Услуги по контракту оказывались до даты его заключения.

Нормы, применяемые к закупкам по Закону № 44-ФЗ, отличаются от общих норм гражданского законодательства. По общим правилам вы можете заключить договор и установить, что условия такого договора применяются и на отношения, возникшие до его заключения. Так называемая «ретроактивная оговорка». Однако для закупок в контрактной системе, в том числе с единственным поставщиком, предусмотрена другая норма, которая устанавливает, что срок оказания услуг не может начаться ранее даты заключения контракта. Некоторые заказчики не учитывают специальных норм, особенно при заключении контрактов на коммунальные услуги.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Контрольный орган при проведении плановой проверки в отношении ГБПУ «Миасский геологоразведочный колледж» установил, что заказчик заключил контракт на оказание коммунальных услуг 22.01.2021. А по условиям контракта услуги должны оказывать с 01.01.2021 (акт № 09-09-03 от 22.02.2022).


Точно также поступил другой заказчик, включив условие о начале оказания услуг с 01.01.2021 в контракты на коммунальные услуги, при этом заключал их более поздней датой (акт № 2/44-ФЗ от 22.02.2022).


Ошибка 2. В контракт включили услугу, которая не относится к деятельности монополиста.

Заказчики могут заключать контракты с монополистом, как с единственным поставщиком, только на те услуги, которые оказываются таким лицом единолично. Информацию о них можно найти в реестре субъектов естественных монополий, который размещен на официальном сайте ФАС. Самыми распространенными являются услуги почтовой связи. Однако заказчики не учитывают, что исполнитель может оказывать и другие услуги, осуществляемые большим кругом лиц, и включают их в контракт. Это является нарушением, поскольку влечет за собой ограничение конкуренции.


ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В ходе проверки установлено, что заказчик заключил контракт с монополистом на оказание услуг связи как с единственным поставщиком по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и включил услуги доступа в интернет. Доступ в интернет не относится к единоличным услугам монополиста (акт № 09-09-03 от 22.02.2022).

#закупки #госзаказ #федеральная антимонопольная служба #фас