Изучать то, как зарождалось современное родительство в России непросто, - источников мало, и они часто разнятся. Заглянуть в прошлое и узнать, каким было родительство в разные эпохи невероятно любопытно. Это в какой-то степени позволит нам понять, почему мы находимся сейчас именно в этой точке, а не в какой-то другой.
Древняя Русь, Средние века
Вплоть до позднего средневековья особенных требований к женщине в роли матери не было. Главной задачей родителя в Древней Руси была оперативное вовлечение ребенка в жизнь общества. В первую очередь, в сферу домашнего хозяйства и ремесленного производства. Из-за высокой младенческой и детской смертности потеря ребенка не считалась страшной утратой. Источники предполагают, что маленьких детей воспринимали скорее, как ресурс, как рабочую силу.
С 5-7 лет, когда ребенок выходил из возраста “беспричинной” смерти, к нему начинали относиться как к взрослому, способному работать и выполнять домашние обязанности. Важную роль в формировании родительства этого периода играла православная церковь. Но ее рекомендации, в основном, касались беременных женщин и младенцев. Так как беременность и роды были риском для здоровья и жизни. Материнская смертность была высока, а женщина была ценным рабочим ресурсом в семье. Ей важно было вернуться в рабочее состояние как можно скорее.
Московское государство
Особый статус и отношение к ребенку стали появляться в период Московской Руси – с XIV по XVII века. Появилось представление о том, что от того, как растет и воспитывается ребенок, зависит, каким он станет взрослым. Мы узнаем об этом из «Домостроя» – литературного памятника и фундаментального свода правил общественной жизни того времени. Воспитание детей состояло из 3-х важных элементов:
1. само воспитание – забота о физическом развитии,
2. наказание – о духовном,
3. поучение – о религиозном.
Воспитанием ребенка занимался отец, а ролью матери было любить и осуществлять рутинную заботу.
Дети все больше включаются в эмоциональную жизнь родителей. Это отражено в письмах матерей того времени, где они рассказывали о своей любви и нежности к детям, о том, что воспитание ребенка требует от них терпения и внимания.
Российская империя
Во времена имперской России женщины стремились меньше рожать. Чтобы снизить шансы наступления новой беременности, практиковалось длительное грудное вскармливание – до 4-6 лет.
Родительские модели крестьянства и знатного сословия сильно отличались, так как крайне отличались и их возможности. Но была одна общая черта: дети до 7 лет были в сфере контроля матери, а после мальчики переходили под контроль отца, а девочки оставались с мамой.
Крестьяне же не могли обеспечить ребенку должные гигиену и питание. Женщина, только родившая ребенка, не могла сделать перерыв в работе. Часто младенцев брали с собой в поле, где малышей оставляли надолго без еды на солнце. Это увеличивало рост детской смертности в летний период. Часто детей приходилось оставлять с теми, кто не мог полноценно за ними ухаживать – с пожилыми родственниками или старшими детьми.
Матери знатного сословия делегировали уход за ребенком с самого рождения кормилицам и нянькам. После 7 лет детей передавали гувернанткам и гувернерам, которые занимались воспитанием и образованием ребенка. Педагогика в это время активно развивалась. Тогда же стала появляться критика в адрес неучастия матерей в повседневной заботе о детях.
Советское государство
В начале эпохи Советской России воспитание детей практически на 100% перешло в зону ответственности матери. При этом женщина продолжала работать, и это было нормой. Появилась очевидная необходимость разделения забот о ребенке с обществом и государством. Так начали работу первые ясли, детские сады, школы.
Гражданская и Первая мировая войны усугубили проблемы родительства, но в 30-х годах ситуация начала меняться. Увеличилось количество детских садов, и государство признало категорию «работающая мать». Это на новом уровне закрепляло за женщиной две ее главные обязанности: материнство и участие в сфере общественного производства.
В вопросах воспитания и ухода за детьми родителей контролировали медицинские учреждения: роддома и поликлиники. И если раньше советы, которые давали родителям, были легко выполнимы и адекватно вписывались в повседневную жизнь матерей, то в 1930-1950 годы рекомендации стали строже, что увеличило активную вовлеченность матери в уход за ребенком. Например, детское белье предлагалось кипятить и гладить с двух сторон.
Для соблюдения норм требовалось огромное количество времени и сил; совмещать материнство с работой становилось все сложнее. Тогда важную роль в родительстве начали играть бабушки и другие родственницы, которым стали передавать повседневный уход за ребенком.
В период с 60-х и до распада Советского Союза принципы родительства и материнства снова меняются. Государство, которому важно повысить рождаемость, ставит материнство главной ролью женщины.
Активно развиваются психология и педагогика. Важным считается создание теплых и чувственных отношений с ребенком.
Современность и новое родительство
Главное отличие современного родительства от того, что было в позднесоветский период – родители стали учитывать потребности и интересы детей. Счастье ребенка стало рассматриваться как залог его успешного и счастливого будущего.
К началу 2000-х женщины получают возможность реализовать себя в интенсивном материнстве, которое дошло до нас из западных стран. Оно предполагает максимальное участие в жизни детей. Родительство рассматривается, как безусловный приоритет, а ребенок – своего рода проект.
При этом остается двойная занятость женщины. Считается, что и на работе, и дома она должна выкладываться на все сто. В реальности же матери часто жертвуют карьерой ради того, чтобы хорошо воспитать детей и дать им максимум внимания и возможностей.
В погоне за идеальностью, интенсивное родительство часто порождает тревогу, волнение и чувство вины. И хочется верить, что на смену ему когда-нибудь придет расслабленное родительство.
Мамы переживают об огромном количестве ситуаций, связанных с детьми: здоровье, поведение, эмоции, отношения. Но благодаря знаниям, переживания можно минимизировать и сделать себя и своих детей чуточку расслабленнее, а значит счастливее.
Подробнее на эту тему вы можете почитать в материалах лекций Анны Авдеевой: http://clubforinternet.net/school_18/parents/2.